Расхождения связаны с методологическими особенностями формирования таможенной статистики в каждой отдельной стране
В Комитете государственных доходов рассказали, какие меры предпринимаются для сокращения расхождений таможенной статистики между Казахстаном и Китаем и насколько снизилось расхождение в результате принятых мер.
Вопрос расхождений внешнеторговой статистики Казахстана и его торговых партнеров является одним из обсуждаемых вопросов в таможенной сфере.
По данным ООН, такие расхождения в "зеркальной статистике" существуют практически у всех стран.
Зачастую ошибочно предполагается, что это - нарушение законодательства, тогда как в основном расхождения связаны с методологическими особенностями формирования таможенной статистики, типичными для всех стран:
- импорт учитывается по стране происхождения (страна производитель), а экспорт по стране назначения (государство, на территории которого товар будет потребляться);
- наличие разницы в условиях поставок (для импортируемых товаров – по типу цен CIF, для экспортируемых товаров – по типу цен FOB) и классификации товаров (один и тот же товара может классифицироваться в странах разными кодами);
- различные таможенные процедуры (временный вывоз, временный ввоз и другие), особенности стоимостной оценки товаров и прочие.
Учитывая объективные различия их формирования, расхождения в "зеркальной статистике" будут присутствовать всегда.
В случае расхождений РК-КНР по результатам совместных с КНР ежегодных сопоставлений определены дополнительные причины расхождений:
- часть транзита китайских товаров, перемещаемых через РК, в статистике КНР отражается как экспорт в РК по признаку пересечения первой границы, что подтверждается китайскими экспертами (доля порядка 50%);
- товары, реализуемые через МЦПС "Хоргос" в статистике КНР отражаются как экспорт в РК, тогда как в РК такие товары оформляются в упрощенном порядке без декларирования (доля порядка 20%).
В целях исключения этих рисков принят ряд системных и точечных мер:
1. Внедрено полное электронное таможенное декларирование и система управления рисками, которая назначает формы контроля автоматически. Чем выше уровень добросовестности налогоплательщика, тем меньше давления на него. На основе результатов контроля машина самообучается.
В 2020 году выявлено 53,5 тыс. нарушений (2019 г. – 57,1 тыс.), в результате взыскано 25 млрд тенге.
Также сокращены сроки получения разрешительных документов в электронном виде с 30 до 5 дней.
2. В прошлом году Казахстан впервые среди всех стран начал обмениваться с КНР сведениями из экспортных деклараций на товары в онлайн-режиме. С Главным таможенным управлением КНР прорабатывается вопрос повышения качества сведений из экспортных деклараций (предварительное информирование) получаемых онлайн. На сегодня каналы связи налажены, уровень идентифицированных данных составляет 25%.
3. В целях исключения коррупционных рисков и обеспечения прозрачности и единообразия ведется работа по централизации таможенного контроля. В марте 2019 года создан Ситуационный центр Комитета госдоходов, предназначенный для контроля и мониторинга приграничных пунктов пропуска. В течение суток Центром анализируется порядка 1 тыс. рентген-снимков транспортных средств.
В сентябре 2020 года запущен пилотный проект "Центр электронного декларирования", в рамках которого осуществляется контроль таможенной стоимости и классификации товаров. С момента запуска пилота за 2020 год произведено доначисление таможенных налогов и платежей в сумме 2,7 млрд тенге.
4. Завершены подготовительные работы для реконструкции и модернизации 9 автомобильных пунктов пропуска. Планируется увеличение пропускной способности пунктов пропуска до 8 раз (с 720 до 5 400 грузового автотранспорта в сутки).
Также в рамках ЕАЭС ведется работа по внедрению навигационных пломб на международные перевозки, что упростит таможенные формальности для бизнеса и обеспечит сохранность товаров, находящихся под таможенным контролем.
При этом усиление администрирования китайских товаров влечет переток импортируемых товаров в соседние страны с наиболее слабым администрированием и возможностью занижения таможенной стоимости.
К примеру, в текущем году груши свежие в Кыргызстане оформлены по 0,65 долл./кг, тогда как в РК - по 1,04 долл./кг, грецкие орехи в скорлупе в Кыргызстане оформлены по 0,52 долл./кг, тогда как в РК -по 1,31 долл./кг.
В целях недопущения "перетоков" китайских товаров в Кыргызскую Республику усилен контроль при перемещении товаров через казахстанско-кыргызскую границу путем изменения профилей рисков, применения навигационных пломб, усиления тематических налоговых проверок.
Так, в 2020 году проверено более 2 тыс. единиц автотранспорта, нарушения выявлены в 95%. Лжетранзит сокращен с 21% в 2019 году до 13% в 2020 году, ввоз товаров в адрес фиктивных получателей сокращен в 9 раз (с 2,6 тыс. фактов в 2019 году до 295 фактов в 2020 году).
С начала т.г. проверено 308 рисковых АТС, в 275 случаях (89%) установлен незаявленный товар, доля лжетранзита сокращена до 2% (141 факт), ввоз товаров в адрес фиктивных получателей сокращен в 14 раз (21 факт).
"В целом, в результате принимаемых мер, расхождение таможенной статистики с КНР сокращено с 60% (7 млрд долл.) в 2017 году до 48%(6 млрд долл.) в 2019 году. В текущем году составляет порядка 45%(5,3 млрд долл.). Планируется дальнейшее снижение расхождений", - отметили в КГД.