Из-за износа оборудования и газопроводов металлурги ходят на работу, как в последний бой
Еще в прошлом году ряд цехов металлургического комбината «АрселорМиттал Темиртау» должен был остановиться. Причина проста – износ оборудования настолько высок, что это создает опасность серьезных техногенных аварий и вероятность гибели персонала. Однако иностранный инвестор находит все новые и новые отговорки под предлогом того, что остановка цехов приведет к полной остановке производства. И игнорирует все предписания, выданные ему госорганами. Продолжает работать и получать доход.
15 марта начинается еще одна проверка, в ходе которой инспекторы отдела промышленной безопасности г. Темиртау должны установить, как устранены дефекты, обнаруженные ранее. Впрочем, чудес они не ждут, ибо руководство «АрселорМиттал Темиртау» до сих пор не предоставило отчет о выполнении взятых на себя обязательств.
Более того, уже готов иск в специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области, в результативной части которого написано: «В целях сохранения жизни и здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов... просим вынести решение о приостановке эксплуатации мостовых кранов листопрокатного цеха №2, турбинного цеха ТЭЦ-2, шлакоперерабатывающего участка доменного цеха, кислородопровода №273 сортопрокатного цеха, технологических трубопроводов, общезаводского газопровода доменного газа диаметром 3020 мм, газокомпрессорной станции, здания испарительного отделения сжиженного газа, здания «Газонаполнительная станция» газового цеха до полного устранения всех нарушений».
По сути, приостановка работы цехов и трубопроводов, перечисленных в исковом заявлении, означает практически полную остановку комбината. Причем на длительный срок. Потому как за месяц невозможно, к примеру, полностью заменить технологический трубопровод или газопровод. Или восстановить опоры мостовых кранов, на многих из которых надо менять опоры или пролеты.
«Произошла аварийная деформация (с просадкой) вертикальной стены подкрановой балки из-за недопустимого коррозийного износа на участки 6-7 метров мостового крана №5905… Тем самым установлено, что капремонт объекта своевременно не производится, производственный контроль не ведется. Ремонт аварийного участка не проведен»…
«По крану №8531:
- трещина 150 мм продольной балки;
- износ ручья грузового барабана 70%;
- износ реборд ходовых колес 65%»…
«Не проводилась выборочная ревизия трубопроводов №301, №501… (через каждые 10 лет работы), при неудовлетворительных результатах которой назначается полная ревизия трубопровода с его полной разборкой»…
«Общезаводской трубопровод доменного газа диаметром 3020 мм №31, №50 находятся в эксплуатации с 1960 года… В 2013 году проведена экспертиза промышленной безопасности газопровода, возможный срок эксплуатации установлен до апреля 2016 года при выполнении корректирующих мероприятий… Газопровод эксплуатируется без применения корректирующих мероприятий»…
Читая весь перечень дефектов, любой специалист, мало-мальски знакомый с техникой безопасности, придет в ужас. Помнится, в карагандинском политехническом институте
кафедра техники безопасности и охраны труда относилась к категории «неразводных». Сдать экзамен по технике безопасности можно было только в одном случае - знать все досконально. Помню, как наш преподаватель говорил: «Вы можете попытаться купить себе экзамен, но когда завтра на вас заведут уголовное дело и дадут реальный срок за гибель работников, кто будет в этом виноват? Я не хочу брать такой грех на свою душу». А иностранные инвесторы все пытаются как-то «разрулить» ситуацию, дабы не останавливать производство и не вкладывать деньги в ремонты.
Вы только представьте, что случится, если в доменном цеху рухнет груженый многотонный мостовой кран? Или если вдруг где-то не выдержит опора, и разорвет газопровод доменного газа диаметром 3020 мм? Или же в газораспределительном помещении не сработают датчики и задвижки? Счет жертвам будет идти на десятки и даже сотни. О потерях от остановки производства мы даже и не говорим.
Для того, чтобы исполнить все предписания и привести оборудование в надлежащий режим, не создающий опасности для жизни и здоровья персонала, инвестор должен вложить миллионы и миллионы долларов. Раз это не было сделано в «жирные» годы, в кризис этого делать тем более никто не будет. А даже если на это найдутся деньги, то простаивать цеха во время капремонта будут не 10 дней и даже не месяц, как было обозначено в ходе проверки в 2015 году. Даже трудно предположить, сколько времени займет капремонт!
Ну а пока каждый день металлурги выходят на работу и производят для иностранного инвестора металл. И никто не дает гарантий, что завтра кто-то из них вернется домой живым и здоровым.
Мы пока рассказали только об износе оборудования из-за естественных процессов. А ведь некоторое оборудование приходит в негодность, к примеру, еще и потому, что на него поставлен некачественный подшипник… Но это немного другая история.
Ratel будет следить за результатами проверки и ходом судебного процесса.