Как из алматинского Арбата сделали «коридор»

8159 просмотров
0
Юлия МИЛЕНЬКАЯ
Воскресенье, 04 Мар 2018, 15:00

Единственный казахстанский мим Сергей Червяков о самодеятельности, универсальности, «убийстве» улицы, телохранителях и бебиситтерах

Читайте также
И даже к цветам женщин раньше не допускали!

Он – известная в Алматы «живая» статуя, белый мим. Он талантливо представляет различные образы, благодаря которым также талантливо «диагностирует» проблемы в воспитании, сознании людей. Он чувствует дыхание и настрой сегодняшнего города, трепетно относится к атмосфере улиц. Правда, сегодня некоторые из них, на его взгляд, утеряли свои лицо и душу. Сергей ЧЕРВЯКОВ – единственный профессиональный мим в стране, который продолжает безоговорочно служить своему делу и верить в людей.

– Я утвердил статус профессионального мима, окончив театральный институт, - рассказывает Сергей Червяков. – Это был уникальный курс. Помог нам с этим Рубен Суренович АНДРИАСЯН (народный артист Казахстана, театральный режиссер, художественный руководитель ГАРТД имени Лермонтова – Авт.). Он собрал курс работников театра без высшего образования и дал нам высшее образование.

В том же самом театре Лермонтова многие актеры имели только среднее образование, что не давало им возможности получать достойную заработанную плату. На момент подтверждения статуса профессионала я уже довольно долго работал в театре. Начинал же я из самых глубин самодеятельности, начиная с агитбригады биофака в 1976 году. Поэтому очень хорошо отношусь к слову «самодеятельность».

«Никто не интересуется, что происходит вокруг, у коллег»

Читайте также
Сева Демидов: Я не тусуюсь в местах, где ходят «уятмены»

– Хотя ведь это слово воспринимается многими как что-то недоброкачественное, недостойное…

 – Еще бы! Я научен в таких театральных студиях, в которых это слово было ругательным. Да, самодеятельность вроде бы и не позволяет себя судить очень строго, но в мои студенческие годы все находившиеся в самодеятельности старались сделать такой «продукт», как сейчас принято говорить, который нельзя было отличить от профессионального.  Неважно, какой ты актер, где получаешь зарплату, важно отношение к своему делу. Господин СТАНИСЛАВСКИЙ, между прочим, был любительским режиссером, содержал свою студию на собственные деньги. Оттуда все начиналось, с самодеятельности.

– А кто сегодня оценивает и устанавливает эту, нередко очень тонкую,  грань между самодеятельностью и профессионализмом? Не чиновники же?

– Со стороны чиновников адекватной оценки не получаешь. Они и не разбираются, и не интересуются. 

– Тогда кто же?

–  Раньше было большое сообщество различных самодеятельных групп, коллективов. При каждом Доме культуры была театральная группа. Проводились конкурсы, смотры самодеятельного творчества. Все это, безусловно, оценивалось. Да и потом, сами участники конкурсов могли оценивать себя самостоятельно, определяя свое место в этом пространстве. Сейчас этого нет. Никто не интересуется, что происходит вокруг, у коллег. Поэтому и продукция получается невысокого качества. Последние лет двадцать появилось понятие «той-бизнес». Все работают на корпоративах. Праздники – разовое событие. Никто про него не вспомнит, кроме тех, кто этот праздник заказывал, кто на нем присутствовал. Как оценишь работу творческих коллективов, которые выступают на этих корпоративах? Только по фотографиям, их утверждениям, что все прошло круто.  Хотя видеозаписи порой сообщают совсем другую информацию...

Читайте также
«Баттл» между оркестром и органом

«Кинотеатры разбирают – строят «макдональдсы»

– Сергей, вы ведь тоже в числе участников этого «той-бизнеса»?

– Безусловно. И жить ведь надо как-то, и показываться надо. Другого способа заявить о себе, к сожалению, нет. Другое дело, что я не очень-то люблю все эти корпоративы. Мне бы больше понравились сборные концерты. 

– То есть выступлений на корпоративах больше, чем традиционных - на сцене?

– Да, увы, такая ситуация сложилась. Ее бы хорошо поломать, но…

– Вы не видите решение этой ситуации?

– Пока шаги никакие не предпринимаются. А у нас ведь стоят пустые концертные залы.

– При этом многие замечают, что у нас в городе катастрофически не хватает концертных залов…

– Конечно! Кинотеатры разбирают – строят «макдональдсы». Все эти кинотеатры могли бы быть заполнены всевозможными художественными продуктами. Другие здания превращают в клубы. Я хорошо отношусь к клубам. Но клубная деятельность узконаправленна.

– Наверное, исключением из правил может послужить независимый театр «АРТиШОК», который сумел построить большую сцену на месте ночного клуба…

– В том случае клуб «не выжил». Тем не менее, здорово, что так все получилось. Мысли, что появились лет тридцать назад, пробили росток и вылились в такое существование «АРТиШОКа». Люди  еще несколько лет назад шли к тому, что бы у нас все-таки появилась своя театральная тусовка. Вокруг «АРТиШОКа» она и происходит. Это шаг к организации и возрождению деятельности Дома актера.

«Могу починить фонарь, сделать конструкцию хоть деревянную, хоть металлическую, могу сделать грим»

– Сергей, изучив вашу биографию, любой назовет вас универсальным специалистом. После биофака вы решили пойти в театр, а в 90-е обратились к декоративно-прикладным видам искусства – начали даже театральные маски делать. Почему вы там не остались и все же вновь вернулись в театр?

– Театр – это гигантская сфера деятельности, где можно заниматься всем. В профессиональном театре актеры, художники, декораторы, костюмеры делают исключительно только свою работу. Не дай бог влезть в чужую! Актеры – это элита. Я к этой элите никогда не принадлежал. Исходя из правил студийности, занимался подряд всем, чем только можно. Поэтому и получается универсальность. В настоящее время начал обнаруживать, что весь этот дикий опыт, который был наработан в течение многих лет, позволяет мне разговаривать на профессиональном языке и с осветителями, и с гримерами, и с декораторами, и с актерами.  Я могу починить фонарь, сделать конструкцию хоть деревянную, хоть металлическую, могу сделать грим.

–  Ну а что с вашими планами в пантомиме? Известно, что вы еще несколько лет назад планировали открыть школу пантомимы…

– Планировал и планирую. Я не отказался от мысли создать какую-то группу, которая бы работала в этом жанре. Сольный спектакль «Эпизоды» я все-таки сделал. Я его показываю уже третий год. Играл на сцене театра «Жас Сахна», на площадке арт-убежища «Бункер». Выезжал с ним в Армению, Кыргызстан, в апреле везу его в Иран на фестиваль уличных театров. Спектакль могу сыграть в любой день, в любое время и на любой сцене. Мне очень легко организоваться. Я ведь один работаю. Моя задача – собрать вокруг себя человек пять, чтобы поставить еще спектакль, возобновить какие-то идеи. Да, была попытка зазывать людей в школу пантомимы. Но что-то люди большой активности не проявляют. Мастер-классы проходят хорошо: приходят люди, с увлечением слушают, задают вопросы, выполняют упражнения. Дальше не идет как-то. 

– Почему? Современная молодежь, наверное, за актерской профессией видит что-то более выгодное в плане представления себя? То есть они хотят, чтобыих видели и воспринимали только красивыми. И это ведь точно не из области пантомимы?

Читайте также
Булат Тыныбеков: Не надо ждать лучших времен

– С одной стороны, вы правы, с другой - просто должны быть примеры. Зазывал своих студентов из эстрадно-циркового колледжа на свои спектакли, так они не идут. Студентов сейчас куда-то завлечь трудно. Не ходят на представления ни ребята из колледжа эстрадно-циркового, ни из академии Жургенова. С другой стороны, а куда они могут ходить регулярно? По пальцам такие площадки можно пересчитать. У студентов отсутствует «насмотренность».

«Многие просто не понимали того, что я от них хочу»

– Ну и вас одного мало! Один человек представляет целый жанр в стране!

– Меня мало! (улыбается). Те люди, которые заявляют себя мимами и что-то пытаются делать, представляют собой анимацию. Они выходят в так называемом традиционном костюме мима. Откуда он, такой костюм, взялс,я я понять не могу. На разных мероприятиях можно увидеть милых девушек, которые наносят на лицо грим мима, кокетничают с публикой и… на этом все. Что-то сделать физическое из жанра пантомимы они не умеют. Они просто не знают, как это все делать, хотя работать в этом образе желают…

– Сергей, но вы же сейчас преподаете?

– Преподаю в алматинском эстрадно-цирковом колледже. Практически каждый день нахожусь в цирке со студентами. Занятия циркового отделения происходят на базе Казахского государственного цирка. В колледже места не хватает на репетиции. Учебная арена всю первую половину дня принадлежит студентам циркового колледжа. Мы там все и «варимся».

– Из ваших сегодняшних учеников смогли бы создать ту самую группу единомышленников, о которой говорите?

– Пока нет. Спустя несколько лет с некоторыми студентами у меня только начался завязываться разговор. До некоторого времени многие просто не понимали того, что я от них хочу. Сегодня у студентов уже есть понимание: все, что я им предлагаю, они могут применять, работая далеко не только в пантомиме. Акробаты, жонглеры могут применять практику пантомимы в своих выступлениях. Если они это будут делать, то их уровень как профессионалов на сцене, арене только повысится. И сегодня несколько человек называют меня своим учителем.

– Другой вопрос: сможете ли вы назвать их своими учениками?

– Да, в этом-то и вопрос.

– Вам обидно?

– Обидно. Хотя с некоторыми людьми я бы хотел продолжить работу. Но вот нестыковки у нас получаются в графиках.

«Интуиция, которая рождается из множества примеров»

Читайте также
Что потерял и приобрел культурный Алматы в 2017-м?

– Сергей, ну а своей работой популярного в городе «белого мима» на улицах Жибек Жолы и Панфилова вы сегодня довольны?

– Люди, которые занимаются проектированием пешеходных зон, не знают, к кому обращаться за консультацией! Они абсолютно не представляют, что обращаться за консультацией нужно было, прежде всего, ко мне! Как бы неожиданно и пафосно это ни звучало! Девятнадцать лет активного опыта в карман не засунешь. Сегодня можно сказать, что улицу Жибек жолы «убили». Да, закопали улицу, сделали ей гроб с крышкой. Никто на ней ничего сделать не может и не сможет. В свое время люди на алматинском «Арбате» ходили не по центру улицы, а по ее краю. Через некоторое время вышли художники, причем не на центр улицы, а ближе к переговорному пункту. С той поры картины на «Арбате»  не пропадали… до прошлогоднего ремонта. Сегодня стоять на центре улицы невозможно. Из нее сделали коридор, где будут проходить люди и не останавливаться.

Художникам отдали маленький закуток… Возле ЦУМа, как это было раньше, происходить ничего не будет! Раньше были фонтаны. Фонтан первый занял я. На пятачке между двумя фонтанами происходило все, что происходило на «Арбате» когда бы то ни было. Там рекреация была. В больших помещениях, знаете,случается некая открытая зона, где все собираются покурить, поболтать, кофе попить. Вот такие рекреации на «Арбате» были в двух местах. Их убрали. Сейчас находиться там очень некомфортно…

На улице Панфилова случайно такие зоны образовались напротив Академии Жургенова. Они там не очень хорошие и не очень удобные, но я нашел два места. Люди там ходят много и активно вне зависимости от музыкантов и меня. Нужно было организовывать рекреации, вокруг которых разрабатывать отдельные зоны пространства. Это не стоило бы бОльших денег, но весь вид был бы немного другим, более душевным. Думать над тем, как эти пространства увязать в один дизайнерский проект и сделать улицу единого стиля, нужно архитекторам, а вот организацией живых зон заниматься музыкантам, актерам. Поэтому этот гигантский проектпо реконструкции улицы не выстрелил на 100 процентов как мог бы, дай Бог, если на 60-70...

– Тем не менее, немало людей отметили, что улица Панфилова удалась проектировщикам…

– Да, люди увидели, что в городе появилась хорошая прогулочная улица, но она могла бы быть раза в два лучше. Зона от улицы Толе би до улицы Гоголя вообще не «гулятельная». Там вокруг сплошные официальные учреждения… Когда я побывал в Ереване на фестивале пантомимы несколько лет назад, с одной прогулки влюбился в этот город на всю жизнь. Мне старые жители Еревана говорили, что проект Нового проспекта (он так и называется) – разрушение старого духа Еревана. Но я там не был раньше и просто увидел готовый продукт. Это гигантский проспект длиной два километра с подземными парковками вдоль всего него. На этот проспект каждый день выходит гулять весь Ереван и ближайшие окрестные села. Это столько публики! У меня выдалась возможность устроить выступление на этом проспекте. И что вы думаете? Я выбрал определенную точку для своей работы мима. Мои товарищи открыли проект своего театра пантомимы и указали мне ту самую выбранную мной точку, где между двух домов и планируется построить театр! 

– Что это интуиция, насмотренность, чутье?

–  Все вместе. Интуиция, которая рождается из множества примеров.

«Наши люди склонны попетушиться, задавить интеллектом и... дойти до драки»

– Сергей, вернемся к нашим улицам. Вы сказали, что Жибек жолы, Панфилова уже не те улицы. То есть вы не видите себя на них?

– Верю, что они будут развиваться. Вижу и себя на этой локации, и музыкантов. 

– Сегодня вы чувствуете биополе улиц, рекреационные зоны. Что же насчет психологии людей? Поменялись ли люди за 19 лет вашей работы в качестве уличного мима?

– Да, и есть негативные моменты. С одной стороны, люди продолжают меня хорошо воспринимать, с другой, появилась категория людей, которые относятся без должного пиетета. Что-то подобное я наблюдал впервые на Тайване. Когда я там работал, нас сразу предупредили, что лучше не вступать в контакт с публикой. Их местный народ очень хитрый. Тебе он может говорить в лицо одно, а выйдя во двор, ударит и уйдет без выяснения отношений. Наши люди склонны попетушиться, задавить интеллектом, экспрессией, до драки дойти, в конце концов. У китайцев не так. Когда я там работал в парке, наблюдал,как человек может подойти и исподтишка тебя подколоть. А я же статуя, я не реагирую… В таких случаях на помощь приходят так называемые бебиситтеры, няньки, которые стоят возле актеров и наблюдают, чтобы эксцессы не происходили. Но не вздумайте предположить, что я плохо отношусь к китайцам – положительных примеров общения гораздо больше. 

– То есть вы хотите сказать, что вам в Алматы тоже нужны такие бебиситтеры или... телохранители?

–  К сожалению, эта должность уже и для нас становится актуальной. Восемнадцать лет я как-то справлялся, но сейчас чувствую, что в некоторых моментах могу и не справиться. Порой смотришь в одну сторону, а к тебе подходят сзади и нарочно, понимая, что ты не видишь, начинают что-то делать за твоей спиной. Это хуже всего. Как на это реагировать? Развернуться и голову оторвать? Ну и все, я в тюрьме.

– С чем вы связываете такие негативные изменения в обществе?

– Не знаю, может, отсутствие воспитания, может,отношение к работающим людям такое. Мол,  работаешь, значит должен терпеть все. А ведь можно же по-другому: человек работает и тебе не нравится – не благодари, но и не задирай. Если совсем не нравится – подойди и скажи.

– А были такие случаи, когда походили и говорили?

– Были, хвастаюсь (улыбается). В первый год работы ко мне подошел пьяный. Это было в парке Горького. Пьяный долгими пьяными разговорами начал изъясняться, разговаривать со мной, то есть со «столбом». Я вошел в его положение, хотя понимал, что он и в драку может полезть. К счастью, вышли люди и спокойно увели его… Лет семь назад подошли ко мне на «Арбате»  пацаны с пивом. Позже выяснилось - из Шымкента. Подошли ко мне в тот момент, когда я на последнем издыхании стою и мне нужно поменять позу. Один из нихначинает всматриваться мне в глаза и начинает состязание. Через три минуты собралась толпа. Люди начали делать ставки, кто из нас победит. В конце концов, этот парень проявил себя просто молодцом. Он понял, что я не сдамся, хотя быстрее меня устал. Не выходя из образа, он очень медленно пожал мне руку.

Вывел меня из состояния неподвижности и прекратил эту игру, не выходя из образа. Тогда, помню, парни подождали, пока я завершу свою работу, подошли ко мне и сказали о том, что сами из Шымкента, приехали в Алматы гулять, поблагодарили меня за представление и признались, что это самое крутое, что они увидели в городе. Потом такого рода случаи повторялись. Но важно не это. Важно следующее: я добился того, что люди в Алматы стали называть меня не просто белым человеком, а белым мимом.

Фото автора, tumba.kz, из открытых источников в Интернете.

Комментарии отключены!

Но вы можете оставить свой комментарий и почитать мнения других читателей об этой публикации на нашей странице в Facebook.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




журналист
Америкаға бір ұшақпен біздің мұғалімдерді жібергенде Камала жеңетін еді дейді. Айтпайтындары жоқ.
Для борьбы с коррупционным ОПГ можно использовать ОГПО
Как заставить государственных служащих отвечать за свои дела
На соучредителя скандально известного в Караганде обменного пункта заведено уголовное дело за неисполнение решения суда
Такой метод показал эффективность даже на лучшем друге экс-министра финансов Зейнуллы Какимжанова
Нурлан Жумасултанов: Власти хотят заново расследовать причины авиакатастрофы 2019 года
Кому и зачем нужно переписать окончательный Отчет о расследовании обстоятельств аварии Fokker-100 авиакомпании "Бек Эйр"
Мёртвый Култук оказался мёртвым
Закрыт ещё один нефтеразведочный проект "КазМунайГаза" на Каспии
Почему наши программы развития плохо работают
Нет опоры на науку, мнимые цели и плохая реализация
Как в Нью-Йорке каток ремонтировали
Поучительный пример эффективного превосходства частной инициативы над неповоротливым менеджментом официальных властей
Паттайя – Город грехов: что там делать в ноябре и стоит ли вообще туда соваться
Отдых с пользой: советы Андрея Михайлова
Алма-Ата и Алматы. Ноль как показатель безопасности
С начала года на дорогах Казахстана погибло более 300 человек
Елжан Биртанов: наша “исчезнувшая” платформа показала, кто ворует из казны
Ratel.kz случайно разбередил историю с запрещенной платформой, которая могла победить фармацевтическую и медицинскую мафию
Иран: как большая страна выживает в санкциях из-за идеологического конфликта
О внутренних процессах в стране и о том, как на них может повлиять Трамп
Балабақша есепшісі өзіне ай сайын бірнеше айлық "төлеген"
Осылайша ол 60 миллион теңге тапқанымен ақыры жеті жылға сотталды
На очередной долгострой Даниала Ахметова потратят 28 миллиардов тенге, изъятых у олигархов
Деньги возьмут из так называемых возвращённых активов
В "Самрук-Казына" считают внутристрановую ценность кофе-брейков
"Центр социального взаимодействия и коммуникаций", принадлежащий СК, следит за рабочими, проводит детские утренники и тимбилдинги за сотни миллионов тенге
На “творчество” монополистов пожаловались предприниматели СКО
В недоумении от действий энергетиков находятся владельцы офисов в многоэтажках
Неужели новый пресс-секретарь Бейбита Исабаева обладает даром ясновидения
Не успела корреспондент Ratel.kz побывать на Аксуском сахарном заводе, как та позвонила и предложила официальный комментарий
Жителя Уральска незаконно обвинили в банковском мошенничестве
Теперь он пытается наказать виновных, но правоохранители не усматривают в этом большой проблемы
Как начальник филиала "Шымкентгеодезия" от полевого картографа пострадал
Инженер-геодезист заявлял, что полгода ездил в поле снимать геоданные. А сам никуда не ездил, ничего не делал, только зарплату получал
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента
Исповедь молодого сантехника и молодого акима. Часть 1
- ВЛАДИМИР, огромное Вам человеческое спасибо от всей души и чистого сердца, самое главное здоровья и ещё раз здоровья. На таких людях как Вы, города и держатся. Профессионалов как Вы, необходимо ставить руководителями, которые знают проблему из внутри. Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!!!!
Когда правительство возьмётся за яйца
- Просто шедевральная статья. Особенно в точности описывает функции партий, которые описаны в данной статье. Изречения которые должны быть прочитаны и приняты во внимание. Самое главное чтобы данный ежедневник был прочитан и принят во внимание. (Про выражение где фигурирует Троцкий просто ШЕДЕВРАЛЬНО и в точку)...
Отчего после публикаций Ratel.kz нервничают в ТОО "AB Energo"
- Сергей, ОГРОМНОЕ Вам спасибо за новое расследование. Всегда держите в напряжение. Ожидаем продолжение... (Интересно, что скажет ещё на это и ГУ "Аппарат акима Абайского района Карагандинской области)
Премьер Смаилов как аманат Назарбаева
- Спасибо большое , здоровье и удачи Вам и Вашим близким, то что Вы творите лучше всех государственных программ по воспитанию . Готовая программа к действию для улучшения жизни населения. Огромное удовольствие что у нас имеется такие журналисты и такой коллектив.
Депутатский запрос фракции "Ак жол": чем комитет гражданской авиации занимался пять лет
- Если случится ещё трагедия , то кого будут винить опять? Всех собак спустили на авиакомпанию Bek Air, хотя надо было просто решать проблему с незаконными постройками намного раньше этой катастрофы. Нельзя это так оставлять. Всех пересажать за коррупцию , кто являлся корнем проблемы!
Все дороги ведут в Каражал: горькая начинка "сладкого пирожочка"
- Огромное спасибо автору за проделанную работу! Только в нашей группе более 100 человек постравших от этой компании в лице гендиректора Максата Токмагамбетова, бессовестного, наглого мошенника, который почему-то до сих пор остаётся безнаказанным, хотя прокуратура и следственные органы завалены сотнями, сотнями заявлений пострадавших. Но мы не остановимся и будем добиваться, чтобы этот "человек", наконец-то, понёс наказание!
Как аким Досаев уничтожает Алматы и рейтинги президента Токаева
- Каменское плато- в р-не обсерватории идет застройка, хотя весной сошел оползень на ул Алмалыкской. Акимат частично помог организовав сброс воды с вышележащего участка на нижнюю часть улицы и домовладельцу в расчистке. Но других мер по предотвращению развития оползневой зоны не принято. Вырублен сад, на месте его строится элитный комплекс Вилла Белгравиа. Летом, здесь нехватка воды, отключения электроэнергии, что будет при вводе в эксплуатацию этого, т.к.доп коммуникаций застройщик не делает.