Избранные места национального стресса

3747 просмотров
0
Вадим ДЕРГАЧЁВ
Вторник, 28 Июн 2016, 10:00

На выставке в Национальном музее РК в Астане можно увидеть приговор казахстанскому обществу

Тут ведь дело какое - в Национальном музее РК в Астане заложена бомба. Но по порядку. В музее сейчас проходит персональная выставка художника Асхата АХМЕДЬЯРОВА, и есть на ней один проект, не похожий на остальные. Самый внешне невыразительный из всех выставленных работ Асхата. Самый скупой визуально, то, что называется — минималистский. И расположен он в самом дальнем углу экспозиции, в выгороженном для него коридорчике, с минимумом света, направленного сверху. Проект называется «Мын Кол»: от тюркского слова «монгол» - «тысячи рук». Воспринимается он поначалу как какое-то почти детское творчество - увеличенные фотографии рукописных текстов и рядом фото рук людей, которые эти тексты написали.

Но это все, скажем так, вещи внешние. Внешними они остаются даже после того, как обращаешь внимание на то, что руки на фото - очень выразительные. Перестаешь об этом всем думать, когда начинаешь читать то, что написано. Читать тексты и смотреть на руки. Что, вообще, происходит? А происходит вот что: это, ребята, не срез общества и даже не диагноз его - это приговор ему. Вот о чем все эти текстики говорят. Это изнанка идеологии успешности, плата и цена. Эти два десятка текстов, сопровождаемые снимками рук, совершенно определенно говорят о том, что все наши благополучные ниши, в которых мы пребывали или пребываем до очередного кризиса, просто - ниши. И большинство людей у нас живет в состоянии стресса. Стресса либо постоянного, связанного с ситуацией выживания, либо глубокого спрятанного в прошлом, но не изжитого и висящего над человеком как дамоклов меч, или стресса ожидания будущего, в котором никто не уверен. Этот проект о том, что мы - нация стресса. И рассказывает он об этом просто и безыскусно, почти примитивно, но абсолютно убедительно.

Так что когда вчитываешься в тексты и смотришь на руки, все внешнее с тебя слетает, и на какое-то время ты погружаешься в спокойное и ясное отчаяние. Мы все пребываем в стрессе - бедные и богатые (бедных, конечно, гораздо больше), бизнесмены, рабочие, чиновники, осужденные, женщины-торговки на барахолке и сидящие дома безработные мужчины, владелицы галерей и девушки-«ногтевые дизайнеры»... Выведенный на поверхность, просто и точно показанный нам, как в зеркале, стресс - доминанта нашей жизни. Вот, собственно, и весь проект. Усугубляется все, как всегда, тем, что необходимо в любой ситуации «держать лицо», выглядеть «не хуже людей», изображать «успешность» на своем уровне… И зрители его, этот проект, очень хорошо понимают и чувствуют - именно в этом «коридорчике» экспозиции больше всего народа, и именно там больше всего снимают на сотовые телефоны. Задевает он за живое.

Не знаю, осознанно ли художник попал в болевой нерв (думаю, что осознанно, поскольку все разговоры о том, что художники не ведают, что творят, и ими водит провидение, сильно преувеличены), но здесь дело еще в том, что материал, документарий начинает говорить сам за себя, и эти небольшие куски человеческой жизни приоткрывают перед нами Бездну. Документальный материал вообще вещь жесткая, сам диктует логику высказывания и подбор средств выражения, с ним сильно не поспоришь, если не пытаешься поломать правду, которая выпирает сквозь форму. Как говорится, «поэт издалека заводит речь - поэта далеко заводит речь».

Что же делать?

А это уже вопрос не к художнику, его задача как раз ставить вопросы и сделать так, чтобы люди от них не отворачивались... А отвечать на них или нет - это уже нам решать. Как бы то ни было - на выставку сходите, если вы в Астане, там у Ахмедьярова есть и легкие работы, даже смешные, а в этот «коридорчик» можете и не заходить, если не захотите: стресса и в жизни хватает...

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Политолог Марат Шибутов: «Боюсь, со СМИ уже у нас покончено»
Или что скрывается под прессом уголовных преследований на журналистов
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Как построить демократию без хаоса
Гражданское общество, партийное строительство, национальный Курултай
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером