Избранные места национального стресса

3702 просмотров
0
Вадим ДЕРГАЧЁВ
Вторник, 28 Июн 2016, 10:00

На выставке в Национальном музее РК в Астане можно увидеть приговор казахстанскому обществу

Тут ведь дело какое - в Национальном музее РК в Астане заложена бомба. Но по порядку. В музее сейчас проходит персональная выставка художника Асхата АХМЕДЬЯРОВА, и есть на ней один проект, не похожий на остальные. Самый внешне невыразительный из всех выставленных работ Асхата. Самый скупой визуально, то, что называется — минималистский. И расположен он в самом дальнем углу экспозиции, в выгороженном для него коридорчике, с минимумом света, направленного сверху. Проект называется «Мын Кол»: от тюркского слова «монгол» - «тысячи рук». Воспринимается он поначалу как какое-то почти детское творчество - увеличенные фотографии рукописных текстов и рядом фото рук людей, которые эти тексты написали.

Но это все, скажем так, вещи внешние. Внешними они остаются даже после того, как обращаешь внимание на то, что руки на фото - очень выразительные. Перестаешь об этом всем думать, когда начинаешь читать то, что написано. Читать тексты и смотреть на руки. Что, вообще, происходит? А происходит вот что: это, ребята, не срез общества и даже не диагноз его - это приговор ему. Вот о чем все эти текстики говорят. Это изнанка идеологии успешности, плата и цена. Эти два десятка текстов, сопровождаемые снимками рук, совершенно определенно говорят о том, что все наши благополучные ниши, в которых мы пребывали или пребываем до очередного кризиса, просто - ниши. И большинство людей у нас живет в состоянии стресса. Стресса либо постоянного, связанного с ситуацией выживания, либо глубокого спрятанного в прошлом, но не изжитого и висящего над человеком как дамоклов меч, или стресса ожидания будущего, в котором никто не уверен. Этот проект о том, что мы - нация стресса. И рассказывает он об этом просто и безыскусно, почти примитивно, но абсолютно убедительно.

Так что когда вчитываешься в тексты и смотришь на руки, все внешнее с тебя слетает, и на какое-то время ты погружаешься в спокойное и ясное отчаяние. Мы все пребываем в стрессе - бедные и богатые (бедных, конечно, гораздо больше), бизнесмены, рабочие, чиновники, осужденные, женщины-торговки на барахолке и сидящие дома безработные мужчины, владелицы галерей и девушки-«ногтевые дизайнеры»... Выведенный на поверхность, просто и точно показанный нам, как в зеркале, стресс - доминанта нашей жизни. Вот, собственно, и весь проект. Усугубляется все, как всегда, тем, что необходимо в любой ситуации «держать лицо», выглядеть «не хуже людей», изображать «успешность» на своем уровне… И зрители его, этот проект, очень хорошо понимают и чувствуют - именно в этом «коридорчике» экспозиции больше всего народа, и именно там больше всего снимают на сотовые телефоны. Задевает он за живое.

Не знаю, осознанно ли художник попал в болевой нерв (думаю, что осознанно, поскольку все разговоры о том, что художники не ведают, что творят, и ими водит провидение, сильно преувеличены), но здесь дело еще в том, что материал, документарий начинает говорить сам за себя, и эти небольшие куски человеческой жизни приоткрывают перед нами Бездну. Документальный материал вообще вещь жесткая, сам диктует логику высказывания и подбор средств выражения, с ним сильно не поспоришь, если не пытаешься поломать правду, которая выпирает сквозь форму. Как говорится, «поэт издалека заводит речь - поэта далеко заводит речь».

Что же делать?

А это уже вопрос не к художнику, его задача как раз ставить вопросы и сделать так, чтобы люди от них не отворачивались... А отвечать на них или нет - это уже нам решать. Как бы то ни было - на выставку сходите, если вы в Астане, там у Ахмедьярова есть и легкие работы, даже смешные, а в этот «коридорчик» можете и не заходить, если не захотите: стресса и в жизни хватает...

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Отставка Си Цзиньпина – блеф или реальность?
Интриги пленума ЦК Коммунистической партии Китая
Пока фискалы доят малый бизнес, иностранные онлайн-площадки спят спокойно
Как экономика теряет миллиарды на глазах налоговиков
Суд над журналистом: где проходит граница частной жизни?
В Алматы рассматривают дело Олега Гусева, обвиняемого в разглашении персональных данных активистки
Комсомольское прошлое и настоящее
Почему обречен на забвение мемориал близ Алматы
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Трехлетний бюджет: Казахстан входит в 2026 год с кучей нерешенных проблем
Экономику держат на плаву за счет новых заимствований и старых схем
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Сырьевая модель отечественной экономики дает сбой
Казахстан экспортирует меньше, а потребляет больше
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента