На выставке в Национальном музее РК в Астане можно увидеть приговор казахстанскому обществу
Тут ведь дело какое - в Национальном музее РК в Астане заложена бомба. Но по порядку. В музее сейчас проходит персональная выставка художника Асхата АХМЕДЬЯРОВА, и есть на ней один проект, не похожий на остальные. Самый внешне невыразительный из всех выставленных работ Асхата. Самый скупой визуально, то, что называется — минималистский. И расположен он в самом дальнем углу экспозиции, в выгороженном для него коридорчике, с минимумом света, направленного сверху. Проект называется «Мын Кол»: от тюркского слова «монгол» - «тысячи рук». Воспринимается он поначалу как какое-то почти детское творчество - увеличенные фотографии рукописных текстов и рядом фото рук людей, которые эти тексты написали.
Но это все, скажем так, вещи внешние. Внешними они остаются даже после того, как обращаешь внимание на то, что руки на фото - очень выразительные. Перестаешь об этом всем думать, когда начинаешь читать то, что написано. Читать тексты и смотреть на руки. Что, вообще, происходит? А происходит вот что: это, ребята, не срез общества и даже не диагноз его - это приговор ему. Вот о чем все эти текстики говорят. Это изнанка идеологии успешности, плата и цена. Эти два десятка текстов, сопровождаемые снимками рук, совершенно определенно говорят о том, что все наши благополучные ниши, в которых мы пребывали или пребываем до очередного кризиса, просто - ниши. И большинство людей у нас живет в состоянии стресса. Стресса либо постоянного, связанного с ситуацией выживания, либо глубокого спрятанного в прошлом, но не изжитого и висящего над человеком как дамоклов меч, или стресса ожидания будущего, в котором никто не уверен. Этот проект о том, что мы - нация стресса. И рассказывает он об этом просто и безыскусно, почти примитивно, но абсолютно убедительно.
Так что когда вчитываешься в тексты и смотришь на руки, все внешнее с тебя слетает, и на какое-то время ты погружаешься в спокойное и ясное отчаяние. Мы все пребываем в стрессе - бедные и богатые (бедных, конечно, гораздо больше), бизнесмены, рабочие, чиновники, осужденные, женщины-торговки на барахолке и сидящие дома безработные мужчины, владелицы галерей и девушки-«ногтевые дизайнеры»... Выведенный на поверхность, просто и точно показанный нам, как в зеркале, стресс - доминанта нашей жизни. Вот, собственно, и весь проект. Усугубляется все, как всегда, тем, что необходимо в любой ситуации «держать лицо», выглядеть «не хуже людей», изображать «успешность» на своем уровне… И зрители его, этот проект, очень хорошо понимают и чувствуют - именно в этом «коридорчике» экспозиции больше всего народа, и именно там больше всего снимают на сотовые телефоны. Задевает он за живое.
Не знаю, осознанно ли художник попал в болевой нерв (думаю, что осознанно, поскольку все разговоры о том, что художники не ведают, что творят, и ими водит провидение, сильно преувеличены), но здесь дело еще в том, что материал, документарий начинает говорить сам за себя, и эти небольшие куски человеческой жизни приоткрывают перед нами Бездну. Документальный материал вообще вещь жесткая, сам диктует логику высказывания и подбор средств выражения, с ним сильно не поспоришь, если не пытаешься поломать правду, которая выпирает сквозь форму. Как говорится, «поэт издалека заводит речь - поэта далеко заводит речь».
Что же делать?
А это уже вопрос не к художнику, его задача как раз ставить вопросы и сделать так, чтобы люди от них не отворачивались... А отвечать на них или нет - это уже нам решать. Как бы то ни было - на выставку сходите, если вы в Астане, там у Ахмедьярова есть и легкие работы, даже смешные, а в этот «коридорчик» можете и не заходить, если не захотите: стресса и в жизни хватает...