Почему в Европе уверены, что принятие в Казахстане закона о недискриминации - это вопрос внутренней безопасности
* Не все так плохо
* До идеала еще далеко
* У кого инстинкт сработает?
* Тот самый закон
В Казахстане начато продвижение основного закона, по которому живут все развитые страны – о недискриминации. В канун 2017 года его презентацию делали в Астане, а в течение предыдущего года с законом знакомили журналистов и представителей НПО в регионах.
Правозащитники сегодня говорят: Казахстану рано или поздно придется такой закон принять, но в процессе его подготовки будет сломано немало копий.
Почему именно сейчас началась эта работа и на какие «грабли» лучше не наступать, Ratel.kz поинтересовался у Taйбы БАЙЯ - выпускницы Оксфорда, юридического консультанта известной международной правозащитной организации Equal Rights Trust.
В декабре 2016 года в рамках совместного проекта казахстанского общественного фонда Liberty и Equal Rights Trust Тайба провела в Алматы тренинг для НПО и СМИ.
Не все так плохо
- Тайба, как вы считаете, сколько времени понадобится для продвижения закона о недискриминации в Казахстане?
- Уже проводятся тренинги для НПО, круглые столы, разработаны списки рекомендаций - процесс пошел. Но, в конечном счете, все упирается не столько в желание и волю гражданского общества, его представителей в лице НПО, сколько в добрую волю власти в лице вашего правительства.
- Опыт европейских стран о чем говорит? На какие «грабли» не стоит наступать?
- Я вам скажу - большинство законодательств мира, также как и казахстанское, не содержат всех норм, отражающих права человека, норм, которые соответствовали бы общечеловеческим, международным стандартам. Тут большую роль играет гражданское общество. Оно должно заполнить пробел между этими законами и законоприменительной практикой - способствовать улучшению качества законодательства. Очень высока роль и международного сообщества – содержание международных договоров, которые подписывают страны, должно отражаться во внутреннем законодательстве страны. Но экономические и социальные вопросы не всегда находят отражение на местах. Поэтому важны усилия и желание правительства и гражданского общества для активного продвижения этого закона в повседневную жизнь - из теоретической плоскости в практическую.
- С точки зрения европейского правозащитника, как сегодня в Казахстане обстоят дела с правом на недискриминацию?
- Насколько я знаю, европейцы считают: не все так плохо, как может казаться. У вас есть институты, в частности Бюро по правам человека, которые ведут мониторинг по дискриминационной деятельности, что позитивно влияет на общий процесс. Бюро способно внедрять какие-то изменения в законодательстве. Эту работу сложно переоценить. У вас много примеров дискриминации по религиозным, национальным, языковым, половым признакам и т.д. Все это изучается, исследуется НПО. После их отчетов будут подготовлены предложения по поправкам в законы.
До идеала еще далеко
Тайба Байя провела в Алматы тренинг для НПО и СМИ.
- Какие выводы можно сделать уже сейчас?
- Могу в качестве примера привести выдержки из доклада Equal Rights Trust «Решение проблем дискриминации и неравенства в Казахстане», который был подготовлен в сотрудничестве с Казахстанским международным Бюро по правам человека и соблюдению законности.
Например, Казахстан провозглашает идею национального единства, но при этом не учитывает женщин-лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров, людей с ограниченными возможностями и заражённых ВИЧ. Женщины испытывают дискриминацию во многих сферах жизни: в вашей стране все еще действуют дискриминирующие нормы трудового и уголовного законодательства, существует серьезная проблема гендерного насилия, широко распространено гендерное неравенство на рынке труда. Нет однозначной защиты от дискриминации для представителей ЛГБТ.
Люди с инвалидностью, равно как и люди, живущие с ВИЧ, попадают под действие патерналистских законов, ущемляющих их интересы и базирующихся на стереотипах, ограничивающих их участие в жизни общества.
Наш анализ действующих правовых норм, предназначенных для борьбы с дискриминацией и продвижения равенства, показал минимум свидетельств единения.
Антидискриминационное положение Конституции непосредственно перечисляет только некоторые из признаков дискриминации, признанных международным законодательством. Вместо комплексного антидискриминационного законодательства в государстве существует несколько специальных законов о гендерной идентичности и инвалидности, а также отдельных положений в других областях законодательства. Кроме того, в Казахстане слаба политика внедрения и обеспечения соблюдения законов.
У кого сработает инстинкт самосохранения?
- Почему вопрос о продвижении этого закона возник именно сейчас? Не пять лет назад, когда с правами человека дела обстояли еще хуже? ООН требует принять или какие-либо существующие обязательства по ратифицированным Казахстаном договорам в этой сфере?
- В первую очередь это связано с фондированием самой работы. Евросоюз сейчас начинает понимать, насколько краеугольный камень дискриминации влияет на возникновение других проблем на локальном уровне и специфических проблем Центральной Азии в целом. Поэтому Евросоюз сейчас уделяет этому вопросу большое внимание, и такого рода проекты начинают поддерживаться финансово.
Во-вторых, сама тема очень сложная. К ней необходимо привлекать и академические институты – чтобы объяснять основные принципы с точки зрения науки, и юристов, которые используют эти нормы на практике, и тех людей, которые пытаются «расшаривать», передавать информацию - такова роль международных НПО.
В данный момент более менее целостная картина уже начинает складываться. Раньше никто этим не занимался. А поскольку теперь к решению проблем привлечены научные институты, появляются результаты, которые тут же подхватываются практиками, обрабатываются и передаются НПО - как распространителям идей по всему миру. Сейчас эта работа дошла и до Казахстана.
- У нас уже принят закон об обязательной дактилоскопии, нередко обществу жестко демонстрируется, что в РК свобода слова - понятие относительное. А тут – закон о недискриминации! Найдутся и те, кто скажет: мы не созрели до него, он повысит уровень протестности среди бедного населения, а это опасно. В итоге у власти сработает инстинкт самосохранения, и принятие закона затянется на годы. Чем на такой сценарий можно ответить?
- В первую очередь нужно понимать: это общая для всех проблема. Не только казахстанская. В каждой стране найдутся люди, которые могут так сказать.
Ответ один – активность и значимость гражданского общества. НПО должны повышать образовательный уровень людей, чтобы те понимали суть реформ, не ощущали их абстрактными понятиями, а прочувствовали на личном опыте. А понять требуется только одно - этот закон ведет к персональному улучшению качества жизни и реально касается каждого человека. Такое точечное воздействие.
Тогда будет больше поддержки со стороны общества, тогда начнутся изменения в консервативном отражении этих понятий.
Второй шаг - мы в целом должны говорить о правах человека, о праве на недискриминацию в контексте прав человека. Вы знаете, что очень мало людей в мире не признают или не уважают права человека. Это очень мощный язык для разговора с критиками и с теми, кто «против». Если начинают понимать, что это мировая ценность то, как правило, разговор находит понимание.
Тот самый закон
Антидискриминационный закон и международные, и казахстанские правозащитники называют самым человечным.
Они объясняют: он заставит работать принцип равенства - все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Создаст не иллюзорные, а реальные условия равенства всех.
Нельзя, например, будет отказать инвалиду в работе, потому, что в здании у предпринимателя нет пандусов или лифта – он обязан будет их обустроить.
Невозможны будут такие случаи, как в Алматы, когда трансгендера, подозреваемого в экономическом преступлении (мужчина сделал операцию по смене пола), поместили в мужское отделение СИЗО, только потому что он не успел поменять паспорт.
Не получится избежать ответственности за объявление «Требуются сотрудницы не старше 30 лет» или за отказ принять на работу человека предпенсионного возраста.
Защита от таких и других дискриминационных моментов, которые у нас встречаются во многих сферах социальной жизни, будет прописана на не менее чем 500 страницах и позволит не только отстаивать свои права в суде, но и получать немалые материальные компенсации за причинённый моральный ущерб.