Компания сына экс-министра финансов до конца 2025 года не сможет участвовать в госзакупках
В среду, 6 ноября, национальная компания "ҚазАвтоЖол" опубликовала на своём официальном сайте перечень недобросовестных подрядчиков, которые допустили нарушения при выполнении обязательств по заключённым договорам.
"Данные организации не исполнили либо ненадлежащим образом исполнили обязательства по среднему и капитальному ремонту автомобильных дорог республиканского значения, а также по разработке проектно-сметной документации для реконструкции дорог. Кроме того, некоторые подрядчики предоставили недостоверные данные по квалификационным требованиям и/или документам, что повлияло на тендерное ценовое предложение", - говорится в сообщении.
В списке из восьми компаний присутствует и хорошо известное по публикациям Ratel.kz ТОО "Фирма "Автодорсервис".
Напомним, единственным учредителем ТОО "Фирма "Автодорсервис" в настоящее время является сын экс-министра финансов Зейнуллы КАКИМЖАНОВА – Ильхалид КАКИМЖАНОВ, а первым руководителем значится Денис ГУСЕВ. О том, как фирма оказалась у Какимжанова, очень подробно писал наш коллега Геннадий БЕНДИЦКИЙ, из-за чего в отношении его самого, редакции Ratel.kz и экс-учредителя компании ТОО "Фирма "Автодорсервис" Виталия ПРОЦЕНТОВА было подано несколько исков. Истцами выступал как Ильхалид Какимжанов, так и Денис Гусев. По решению суда редакция Ratel.kz подверглась беспрецендентным репрессиям. Впрочем, это не мешает нам внимательно следить за судьбой ТОО "Фирма "Автодорсервис", которой при нынешнем отсутствии административного ресурса весьма неэффективно управляет семейка Какимжановых.
В 2023 году Ratel.kz писал о том, что "ҚазАвтоЖол" лишил ТОО "Фирма "Автодорсервис" аванса по конкурсу на капитальный ремонт автомобильной дороги республиканского значения А-23 "Денисовка-Житикара-Мюктиколь-граница РФ" 137-174 км. Сумма по договору составила 6,03 млрд тенге с учётом НДС, авансовый платёж был заложен в размере 30% от суммы работ ежегодно.
Отказ в выплате аванса произошёл из-за того, что с 2022 года ТОО "Фирма "Автодорсервис" не исполнила четыре из пяти договоров на средний ремонт участков автомобильной дороги республиканского значения в Восточно-Казахстанской области А-8 "Таскескен-Бахты (граница КНР)", хотя сполна получила аванс в сумме 386 млн тенге.
Национальная компания "ҚазАвтоЖол" попросту побоялось, что и в этом случае их "кинут". Более того, даже суд счёл такие предположения разумными: "Заслуживают внимания доводы ответчика о неисполнении договорных обязательств истцом по другим договорам путем неосвоения аванса и срыва работ, что подтверждается исследованными в судебном заседании решениями судов".
"Автодорсервис" пытался через суд признать незаконным одностороннее расторжение договоров о закупках работ по среднему ремонту автомобильной дороги, а также обязать "ҚазАвтоЖол" продлить сроки действия договоров и сроки производства работ, признав незаконным бездействие ответчика по обеспечению битумом. Также компания просила суд признать незаконным требование по возврату аванса.
11 сентября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан вынесла постановление, которым отказала в передаче ходатайства ТОО "Фирма "Автодорсервис" о пересмотре решения специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 22 декабря 2022 года и постановления судебной коллегии по гражданским делам суда города Астаны от 22 февраля 2023 года для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции по тому самому спору с "ҚазАвтоЖол" по договору на средний ремонт участков автомобильной дороги республиканского значения ВКО А-8 "Таскескен-Бахты (граница КНР)".
И это не единственное гражданское дело, которое ТОО "Фирма "Автодорсервис" с треском продуло в судах в 2023 году. Что ни говори, а решать вопросы по закону и без привлечения административного ресурса Какимжановы, увы, не умеют. В этом Ratel.kz убедился на собственном опыте.
Осенью 2023 года с помощью сайта adata.kz мы делали анализ финансового состояния и благонадёжности ТОО "Фирма "Автодорсервис", которая на тот момент являлось должником по исполнительным производствам на 47 млн тенге. На компанию были наложены аресты на банковские счета, имущество, транспорт, регистрационные и нотариальные действия, имеются исполнительные надписи. Руководитель компании Денис Гусев с апреля 2023 года состоял в списке на временное ограничение на выезд из Казахстана, за ним числилась сумма долга в 174,2 млн тенге.
За год финансовая ситуация в ТОО "Фирма "Автодорсервис" существенно ухудшилась.
Согласно информации сайта adata.kz, долги по исполнительным производствам выросли до 192,9 млн тенге, задолженность по налогам – до 89,2 млн тенге, а сумма долга на руководителе – до 609 млн тенге!
Если в 2022 года по исполнительным производствам у компании было всего два производства на 25,4 млн тенге, то в 2023 году к ним добавилось ещё пять на 34,8 млн, а в 2024 году сразу 18 на общую сумму 132,5 млн тенге. То есть в 2024 году произошёл многократный рост долгов перед кредиторами.
По руководителю ТОО Гусеву в 2023 году было шесть производств на сумму 186,4 млн тенге, а в 2024 году к ним добавилось ещё три, но на существенно большие суммы – 423 млн.
При этом долги перед бюджетом в 2024 году составили 89,2 млн тенге – по УГД по Сарыаркинскому району ДГД города Астаны. То есть часть дефицита бюджета столицы возникла из-за ТОО "Фирма "Автодорсервис".
Кстати, согласно аналитике сайта adata.kz, на начало ноября 2024 года в ТОО числится 119 сотрудников со средней заработной платой 1977 тенге!
Налоговые отчисления в 2024 году упали до 1,9 млн тенге, когда как в 2023 году они составляли 44,8 млн тенге, а в 2019 году, когда по заявлению Какимжанова сайт Ratel.kz был заблокирован и сотрудники редакции остались без работы, ТОО "Фирма "Автодорсервис" выплатило в бюджет более 324 млн тенге налогов.
Не менее печально выглядит и динамика получения госзаказов у ТОО "Фирма "Автодорсервис". Если в 2021 году компания получила более 2,6 млрд тенге из бюджета, в 2022 – 2,4 млрд, а в 2023 году уже 6,7 млрд тенге, то в 2024 году – ноль. Впрочем, и в 2025 году эта величина также будет равна нулю, так как компания находится в списках недобросовестных поставщиков.
Скорее всего, ТОО "Фирма "Автодорсервис" ждёт весьма бесславный конец в виде банкротства. Почти миллиард тенге долгов отдать будет очень сложно даже при наличии заказов.
Впрочем, у кредиторов всегда есть надёжный и проверенный способ получить с Какимжанова долги. Этот способ успешно опробован на другой семейной компании – АО "К-Дорстрой", которой когда-то также рулили Какимжановы, а нынче продолжает руководить лучший друг Зейнуллы – Валерий ЛАЗАРЕВ.
Напомним, 8 ноября 2022 года постановлением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Казахстан решение специализированного межрайонного экономического суда города Астаны от 26 мая 2022 года и постановление судебной коллегии по гражданским делам суда города Астаны от 27 июля 2022 года изменено, иск компании "ГП Гюнтер Папенбург Акциенгезельшафт" удовлетворен частично. С "К-Дорстрой" в пользу иностранного инвестора были взысканы неустойка в сумме 3,50 млрд тенге, возврат государственной пошлины 157,5 млн тенге, расходы по оплате услуг представителей в сумме 4,24 млн тенге.
3 апреля 2023 года исполнительное производство передано частному судебному исполнителю Алмасу ДАВЛЕТОВУ, который сначала вынес постановление о наложении ареста и задержании 109 единиц автотранспортных средств, а 26 мая 2023 года направил в УП района Есиль ДП города Астаны представление о привлечении должника к уголовной ответственности. Руководство и акционеров "К-Дорстрой" такой поворот событий слегка огорчил, ведь им не просто пришлось ходить на допросы к следователю, но и нависла реальная угроза быть привлечёнными к уголовной ответственности со всеми вытекающими последствиями.
"К-Дорстрой" пытался обжаловать действия частного судебного исполнителя вплоть до Верховного суда, но безуспешно. В конце июля 2023 года Давлетов выставил сумму по решению суда на первого руководителя компании – Валерия Лазарева. На нём и без этого висели долги в сумме более 479 млн тенге, а в июле они составили уже 4,15 млрд тенге. Однако 9 сентября 2023 года сумма резко уменьшилась до 491 млн тенге. Лазарев полностью погасил всю задолженность, исполнив решение суда – выплатил более 3,65 млрд тенге или почти 7,3 млн евро GP Gunter Papenburg AG.
10 июля 2024 года Главная военная прокуратура добилась возмещения ущерба от "К-Дорстврой" на миллиард тенге: "Решением Специализированного межрайонного экономического суда г. Астаны удовлетворен иск Министерства обороны к АО "К-Дорстрой" о взыскании авансового платежа в размере 1 млрд 36 млн тенге и неустойки в сумме 31 млн тенге. Указанное АО обязалось произвести капитальный ремонт летного поля аэродрома "Жетыген" в Илийском районе Алматинской области, но условия договора не выполнило. В связи с длительным неисполнением состоявшегося судебного решения, Главной военной прокуратурой принят ряд мер, в органы юстиции внесен акт надзора. По результатам ущерб возмещен в полном размере: должник перечислил в доход государства 1 млрд 67 млн тенге".
Так что при правильном алгоритме действий по исполнительным производствам и подаче заявления в полицию для привлечения Гусева к уголовной ответственности за злостное неисполнение решений судов - и миллиард долга будет оперативно найден и выплачен. Главное – не ждать чуда, а действовать. Тем более у Какимжанова есть много других ТОО, с которых он легко найдёт деньги.
Кстати, на депозитарии финансовой отчётности до сих пор нет аудиторского отчёта о деятельности АО "К-Дорстрой" за 2023 год. Как думаете, с чем это может быть связано? И главное, как при таком раскладе компания оказалась субподрядчиком по ремонту взлётно-посадочной полосы столичного аэропорта?
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!