ТОО "Фирма "Автодорсервис" проигрывает суды и лишается миллиардных госзаказов
28 января 2022 года между сторонами АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" и ТОО "Фирма "Автодорсервис" заключен типовой договор о закупках работ по ремонту автомобильной дороги республиканского значения А-23 "Денисовка-Житикара-Мюктиколь-граница РФ" км 137-174. В 2022 финансовом году в бюджете было заложено на ремонт 100 млн тенге, а в 2023 году – 5,83 млрд тенге. Итоговая сумма договора составила 6,03 млрд тенге с учётом НДС. Авансовый платёж был заложен в размере 30% от суммы работ ежегодно.
Конкурс ТОО "Фирма "Автодорсервис" выиграло честно, предложив самую большую скидку: при бюджете в 6,19 млрд согласилось выполнить объём работ за 5,38 млрд без учёта НДС. Скидка составила без малого 811 млн тенге. В результате ТОО "Фирма "Автодорсервис" обошло главного конкурента - ТОО "Қостанай жолдары", у которого и опыта больше, и размер уплаченных в бюджет налогов.
Камнем преткновения в этом конкурсе как раз и стал тот самый аванс. Похоже, ТОО "Фирма "Автодорсервис" очень сильно рассчитывало его получить. Когда же нацкомпания его не произвела, компания сына экс-министра финансов тут же побежала в суд с иском "об обязании АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" исполнить обязательства, предусмотренные пунктом 3.2 раздела 3 договора".
В исковом заявлении ТОО "Фирма "Автодорсервис" указало, что, в соответствии с требованием договора, истец обязан предоставить обеспечение исполнения договора и обеспечение возврата аванса, которые могут быть предоставлены в виде: гарантийного денежного взноса, банковской гарантии или страхового договора. 16 февраля 2023 года компания подписала с АО "Страховая компания "Jusan Garant" договор страхования гражданско-правовой ответственности (форма обеспечения исполнения договора), а 20 февраля 2023 года подписала договор страхования гражданско-правовой ответственности (форма обеспечения возврата аванса/предоплаты). После чего АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол", в соответствии с требованиями договора, было обязано произвести авансовый платеж.
АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" с иском не согласилось и предоставило суду отзыв, в котором пояснило, что, в соответствии с требованиями пункта 13.14 договора, все платежи осуществляются заказчиком по мере выделения финансирования из республиканского бюджета. По договору из республиканского бюджета на объект капитального ремонта автомобильной дороги республиканского значения А-23 "Денисовка-Житикара-Мюктиколь-граница РФ" 137-174 км было выделено всего 1 млн тенге. При этом причиной отсутствия финансирования из республиканского бюджета "послужило невыполнение подрядчиком своих договорных обязательств по другим проектам".
Более того, нацкомпания указала, что ТОО "Фирма "Автодорсервис" нарушены требования пункта 13.18 договора, согласно которым "подрядчик обязан предоставить на утверждение заказчику график использования (освоения) аванса одновременно с предоставлением обеспечения возврата аванса (предоплаты)". А также ТОО "Фирма "Автодорсервис" "не произведена мобилизация техники в соответствии с требованиями пункта 13.12 договора".
Ну, и самый весомый аргумент – "в 2022 году истец от ответчика получил аванс на общую сумму 386 362 598 тенге и не исполнил обязательства по четырём договорам".
В суде АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" пояснило буквально следующее: считает, что выплата аванса может привести каналогичным последствиям, как у неисполненных четырёх договоров.
Изучив все предоставленные документы, суд пришёл к выводу: "Согласно представленному ответчиком и не оспоренному истцом акта комиссионного выезда от 22 мая 2023 года, установлен факт отсутствия обязательств по мобилизации оборудования техники подрядчика. Из смысла вышеуказанных норм договора следует, что для исполнения обязательств ответчиком договором предусмотренны обязательные требования, установленные договором, которые истцом не исполнены. В конкретном случае заслуживают внимания доводы ответчика о неисполнении договорных обязательств истцом по другим договорам путем неосвоения аванса и срыва работ, что подтверждается исследованными в судебном заседании решениями судов".
31 мая 2023 года Специализированный межрайонный экономический суд города Астаны вынес решение: "В удовлетворении иска ТОО Фирма "Автодорсервис" к АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" об обязании исполнить обязательства пункта договора – отказать". Оно пока не вступило в законную силу.
И хотя в решении не указывается, какие именно решения судов АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" предоставило на ознакомление, Ratel.kz не составило труда найти их, чтобы понять о чём идёт речь.
Дело в том, что с 2022 года с ТОО Фирма "Автодорсервис" по итогам госзакупок были заключены пять договоров на средний ремонт участков автомобильной дороги республиканского значения ВКО А-8 "Таскескен-Бахты (граница КНР)":
- №1 от 31 января 2022 года по среднему ремонту 100-113 км с датой исполнения - со дня заключения договора в течение 3 месяцев (кроме зимнего периода: декабря, января, февраля);
- №2 от 01 февраля 2022 года по среднему ремонту 49-63 км с датой исполнения - со дня заключения договора в течение 4 месяцев (кроме зимнего периода: декабря, января, февраля);
- №3 от 01 февраля 2022 года по среднему ремонту 26-31 км с датой исполнения - со дня заключения договора в течение 2 месяцев (кроме зимнего периода: декабря, января, февраля);
- №4 от 31 января 2022 года по среднему ремонту 166-181 км с датой исполнения - со дня заключения договора в течение 3 месяцев (кроме зимнего периода: декабря, января, февраля);
- №5 от 31 января 2022 года по среднему ремонту 120-135 км с датой исполнения - со дня заключения договора в течение 4 месяцев (кроме зимнего периода: декабря, января, февраля).
20 апреля 2022 года ТОО "Фирма "Автодорсервис" письмом в адрес АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" было запрошено продление договоров из-за технологических норм и введения санкций в отношении АО ДБ "Альфа-Банк Казахстан", что повлияло на дневные лимиты по расчетно-кассовым операциям и переводам. В результате рассмотрения письма было принято решение о продлении планируемого срока поставки по договорам, с заключением дополнительных соглашений до 30 октября 2022 года.
В рамках договоров АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" выплатило аванс по каждому объекту в размере 30% от общей суммы договоров №1, 4 и 5 и по 30% от суммы финансирования текущего года по договорам №2 и 3:
- от 01 марта 2022 года в сумме 153 243 094,37 тенге за км 120-135;
- от 10 марта 2022 года в сумме 69 749 099,58 тенге за км 49-63;
- от 10 марта 2022 года в сумме 154 646 974,46 тенге за км 166-181;
- от 10 марта 2022 года в сумме 127 078 033,88 тенге за км 100-113;
- от 10 марта 2022 года в сумме 52 983 568,24 тенге за км 120-1354;
- от 19 мая 2022 года в сумме 35 158 490,56 тенге за км 26-31.
При этом АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" было установлено, что "в ходе исполнения договоров по среднему ремонту автомобильной дороги республиканского значения ВКО А-8 "Таскескен-Бахты (граница КНР)" км 49-63, км 26-31, км 100-113, км 166-181 работы не были начаты". Поэтому заказчик направил уведомления о расторжении договоров с 11 ноября 2022 года.
Кстати, это расторжение ТОО Фирма "Автодорсервис" также пыталось обжаловать через суд. В иске компания сына КАКИМЖАНОВА просила "признать бездействие АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" по обеспечению подрядчиков битумом, уведомления по начислению неустойки, требования по возврату аванса незаконными", а также "признать незаконными уведомления об одностороннем расторжении договоров".
В иске указывалось, что "со стороны заказчика не было должного содействия подрядчикам по бесперебойному обеспечению битумом и ГСМ, поставки производились либо с большими опозданиями, либо не производились вовсе, что вызывало простой и влекло невозможность укладки асфальтобетонного покрытия", и "о резком удорожании строительства, что привело к нехватке оборотных средств и сказалось на темпах производства работ".
АО "Национальная компания "ҚазАвтоЖол" в суде сообщила, что в адрес ТОО Фирма "Автодорсервис" неоднократно, начиная с мая 2022 года, "направлялись письменные замечания о слабом темпе работ на объектах с отставанием от утвержденного графика производства работ, выставлялись требования о неустойке по месяцам на общую сумму 66 063947,72 тенге, которая до сегодняшнего дня не оплачена".
Важно отметить, что тогда суд также отказал в иске компании Какимжанова и указал в решении: "Доводы ответчика о невозможности своевременного выполнения работ, связанных с необеспечением битумом и ГСМ, не заслуживают внимания, поскольку таких обязательств заказчик перед подрядчиком не несет.
Действия заказчика по централизованному закупу битума свидетельствуют лишь о намерении сохранения темпов производства работ в своем интересе, но не в целях исполнения каких-либо договорных обязательств перед подрядчиками. Суду не представлены относимые и допустимые доказательства невозможности закупки материалов самостоятельно подрядчиком у иных лиц, несовершение таких действий указывает лишь о целях истца по приобретению материалов по более низкой рыночной цене, соответственно изложенное, в совокупности с основаниями удорожания строительства, санкциями в отношении банка и прочее, может и должно быть отнесено на предпринимательский риск самого подрядчика".
Как видим, методы работы Какимжановых не меняются на протяжении всего времени существования их дорожного бизнеса. Разница лишь в том, что теперь заказчики стали более требовательными и не хотят нести ответственность за разгильдяйство со стороны ТОО Фирма "Автодорсервис". Да и условия работы у Какимжановых стали такие же, как у всех. Потому отвечать приходится по закону, а перенаправлять бюджетные миллиарды на развитие виноградников стало тяжелее.
Фото: из соцсетей.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!