Уроки шалаказахского от министра образования
Министр образования и науки Ерлан САГАДИЕВ обещал устроить в среду, 27 апреля, отчетную встречу с представителями общественности. Однако вместо людей с активной гражданской позицией в зале Евразийского национального университета имени Гумилева собрались учителя местных школ, преподаватели вузов и сотрудники министерства.
Для организации мероприятия министерство наняло компанию, которая установила всюду стенды, осветительные приборы и организовала телемосты со всеми регионами Казахстана. Известно, что у Ерлана Сагадиева имидж продвинутого министра, поэтому он старался держать марку, позаботившись о том, чтобы вопросы смогли задать и пользователи интернета на одном из новостных сайтов.
Глава ведомства приехал в точно назначенное время, быстро прошелся по выставке методической литературы в компании ответственного секретаря министерства Амирхана РАХЫМЖАНОВА.
- О, Серик Чингисович! – обрадовался ответсекретарь, увидев депутата Серика БЕКТУРГАНОВА.
- А мы обсуждаем как раз, - начал было сенатор, показывая на какой-то учебник.
Но ответсекретарь перебил его, обращаясь к своему шефу:
- Ерлан Кенжебекович, сенаттан Секен бiздi поддерживать ететiн постоянно.
- Мы без вас никуда кәзір, - ответил министр.
Сагадиеву показали девушек, сидящих за компьютерами.
- Это для тех, кто не успел задать вопрос, - объяснил ответсекретарь. - На задник смотрите.
На стенде за спинами юных красавиц было написано «Не успели задать вопрос?». Предполагалось, что после встречи народ передаст вопросы операторам, а те - самому Сагадиеву.
В зале министра встретили аплодисментами.
Ерлан Сагадиев зачитал недлинный доклад – точную копию его интервью, растиражированного в прессе на минувшей неделе.
И приготовился слушать вопросы.
Возможность спросить министра о проблемах, не решаемых в нашей стране десятилетиями, мне пришлось отвоевать у сотрудников университета, охранявших стойку с микрофоном от журналистов, фамилии которых не значились в каком-то невидимом списке, составленном неизвестными людьми.
После недолгой перепалки я все-таки получила доступ к микрофону и спросила Сагадиева о том, почему бы ему не организовать настоящие общественные слушания с участием простых людей, а не педагогов и чиновников.
- Можно сделать ремарку? – бросился спасать министра верный ответсекретарь. - Мы, сидящие здесь в зале, наверное, не согласны (с вашим мнением - А.Б.), потому что в зале сидят ветераны педагогического труда, просто население.
Министр попросил, чтобы в доказательство люди из народа подняли руки. Они оказались в меньшинстве. Но результат Сагадиева устроил.
На вопрос, как министерство относится к тому, что студентов часто снимают с занятий для участия в массовке крупных мероприятий, министр ответил коротко.
- Мы этим будем заниматься. Не переживайте.
Все-таки Сагадиеву ужасно повезло, что у него есть такой заботливый ответсекретарь.
Амирхан Рахымжанов дал комментарий, более точно характеризующий позицию министерства, хотя его стиль изложения затруднял восприятие мысли, которую он хотел донести.
- Азиаду вспомните нашу или в Пекине Олимпиаду. На всех мероприятиях, во всем мире участвует молодежь. Они с интересом идут туда. Согласные же в зале, да? Но ни в коем случае мы не будем отрывать их от занятий. И многие из них (студенты - А.Б.) выросли, уже семьями являются, с первых дней, когда столица перешла, уже стала здесь в городе, они с удовольствием показывают свои фотографии в альбомах, в книгах даже, что вот, когда, учась студентом или в школе, он участвовал в мероприятиях, когда развивалась наша прекрасная столица, - выдохнул Рахымжанов.
На вопрос о поборах в школах, в котором я привела в пример школы Астаны, где вот уже несколько лет организовывают поездки учеников в торгово-развлекательные центры, Ерлан Сагадиев отвечал сам. Он долго рассказывал, что очень важно, чтобы бизнесмены и университеты оказывали спонсорскую помощь школам, как это бывает в развитых странах. Причем тут поборы, было не совсем понятно. Ведь в данном случае получается все наоборот. Так называемую «спонсорскую помощь» оказывают родители учеников бизнесменам, оплачивая по 1800 тенге за поездку своего ребенка.
- Мне кажется, мы выходим на дорогу к цивилизованной спонсорской помощи школам. Это могут быть крупные предприятия, меценаты и так далее. То есть мы поборами будем заниматься по нескольким направлениям. Первое – устранять, где оно хаотично, где по вине государства, по вине районо или гороно. И с другой стороны, мы хотели бы частный капитал, спонсоров, университеты привести в школы, чтобы они помогли нам оснащать на цивилизованной основе. Вот это ответ на ваш вопрос, - закончил, наконец, министр.
Ерлан Сагадиев хочет, чтобы лучшие мировые стандарты образования скорее внедрили в нашей стране. Но одна из самых главных причин несчастий на этом нелегком пути, по его мнению, - отсутствие интернета в школах.
- Надо поднять качество преподавания в детских садах. Для этого мы и прокладываем интернет в эти пять тысяч школ. Почему? Тогда преподавателей детских садов можно будет собирать и опять же бездискриминационно: государственные, частные - все нашим детям преподают. Собирать в этих школах и преподавать им то, что они не прошли. Сегодня 65 процентов преподавателей в детских садах педагогической специальности не имеют, - сказал министр, отвечая на вопрос, поступивший на интернет-портал.
- Когда можно будет получать учебные материалы для школьников в электронном виде? На сайте министерства появились версии учебников для ознакомления. Значит, их можно выкладывать для скачивания и обучения? Можно заменить 10-килограммовый рюкзак на электронную книгу, да и дефицит по учебникам снять. 21 век уже, дорогой министр образования, - зачитал оператор очередной вопрос из интернета.
- Я знаю, что 21 век, - обиделся Сагадиев.
И объяснил, что пока в школы не проведут интернет, пользоваться электронными учебниками не получится.
- Вторым этапом нужно, чтобы у преподавателей был айпад. Почему? Потому что если такого не будет, то преподаватель будет ставить оценку, а потом бежать в учительскую и там ее переносить в компьютер. (…) Это, нам кажется, недопустимо. Наша задача: преподаватель поставил оценку - мы в МОНе эту оценку увидели через несколько секунд. Вообще, в целом задача стоит такая: каждую неделю сдается какой-то экзамен, в понедельник министерство должно видеть, как страна прошла этот рубеж. Тогда мы будем видеть проблемы не в конце года, а каждый понедельник. После этого будем внедрять лэптопы для школ. Это дорогая процедура, что-то около 560 миллионов на полное внедрение у нас было долларов. Но, тем не менее, к этому нужно потихоньку подступать, - говорил он.
Кто-то из пожилых преподавателей задал вопрос, волнующий сейчас не только педагогов, но и родителей. О зарплате. Коллеги поддержали его аплодисментами.
- Казахстанская система высшей школы работает в течение десяти лет по европейской системе образования. Почему тогда мы полностью не соответствуем европейским стандартам? Я имею в виду учебно-педагогическую нагрузку. Зарубежный профессор - у него годичная нагрузка от 120 до 180 часов, а у нас - в 4-5 раз выше. Но у них зарплата в десятки раз больше, а у нас и 500 долларов не набегает. Вот вы говорите о качестве образования. С каких пядей во лбу наш преподаватель вуза, если он преподает от 5 до 10 и выше дисциплин? Можно ли говорить о качестве образования? – спросил преподаватель.
Тут у него отключился микрофон.
- Микрофон отключился. Наверное, я не очень удобные вопросы задаю? – спросил он виновато.
- Нормально-нормально. Включите микрофон, - скомандовал ответсекретарь. - Мы слышим вас.
Микрофон снова заработал. Ученый еще раз рассказал о проблеме нехватки преподавателей. Министр терпеливо выслушал его, но повышения зарплаты так и не пообещал.
- Я тоже считаю, что академическая и финансовая самостоятельность вузов позволит им давать больше заработную плату тем, кого эти вузы считают наиболее полезным для контингента студентов. Это будет правильно. В Европе той же зарплаты сильно разнятся между Грецией и той же Финляндией, между Финляндией и США. Вообще, стоимость образования в Финляндии в три раза ниже, чем в США, но оно не хуже. Америка просто элементарно дороже. Разница между преподавателями и университетами тоже серьезная. Что и произойдет (в будущем в Казахстане – А.Б.).
Вопрос из интернета о том, что бедных учителей всей страны заставляют выписывать по нескольку газет, министр предпочел оставить без ответа.
Зато пообещал, что скоро педагогов освободят от другой неприятной обязанности – бумажной отчетности. С нового учебного года она станет электронной.
Житель Южно-Казахстанской области рассказал, что в его регионе 47 аварийных школ и спрашивал, когда окончательно ликвидируют трехсменку? Сагадиев в ответ пообещал то же самое, что и его предшественники на посту министра - ничего лучше обещаний светлого будущего в правительстве еще не придумали.
Вопросы из интернета, судя по всему, не проходили специальный отбор. Возможно, это и есть один из новых подходов к работе, которых ждут от министра, получившего хорошее образование за рубежом.
Русскоязычные родители ученика, обучающегося в казахском классе, пожаловались на сайте, что учебники в казахских школах очень низкого качества. Сагадиев ответил, что скоро в нашей стране внедрят новые методики изучения языка. 20 специалистов отправят учиться в Израиль, Германию и Америку, чтобы они, обобщив зарубежный опыт, создали свою методику.
- Есть технологии в мире, которые мы не знаем, но они очень эффективные. Наши дети поедут в Европу и за 5-6 месяцев они учат язык, возвращаются, и мы в шоке. Но тут шокироваться не нужно. Можно просто взять и внедрить (методику- А.Б.). Причем, внедрять будет молодежь, - сказал министр.
Завершая встречу, Ерлан Сагадиев перестал делать вид, что перед ним городская общественность, и обратился к педагогам.
- Я вас хочу попросить, пожалуйста, объясняйте. Вы сегодня, надеюсь, многие вопросы поняли. Народ к вам прислушивается. Вы очень уважаемые люди. Пожалуйста, выходите, объясняйте нюансы государственной программы развития образования и науки. Мы вам в этом будем помогать, - сказал Сагадиев.
И тут же умчался от гнавшихся за ним следом журналистов, найдя убежище в кабинете ректора университета.
Девушки у баннера «Не успели задать вопрос?» скучно глядели на расползавшуюся толпу.