Ерлан Сагадиев: Мы без вас никуда кәзір

14087 просмотров
0
Анар БЕКБАСОВА
Среда, 27 Апр 2016, 21:00

Уроки шалаказахского от министра образования

Министр образования и науки Ерлан САГАДИЕВ обещал устроить в среду, 27 апреля, отчетную встречу с представителями общественности. Однако вместо людей с активной гражданской позицией в зале Евразийского национального университета  имени Гумилева собрались учителя местных школ, преподаватели вузов и сотрудники министерства.

Для организации мероприятия министерство наняло компанию, которая установила всюду стенды, осветительные приборы и организовала телемосты со всеми регионами Казахстана. Известно, что у Ерлана Сагадиева имидж продвинутого министра, поэтому он старался держать марку, позаботившись о том, чтобы вопросы смогли задать и пользователи интернета на одном из новостных сайтов.

Глава ведомства приехал в точно назначенное время, быстро прошелся по выставке методической литературы в компании ответственного секретаря министерства Амирхана РАХЫМЖАНОВА.

- О, Серик Чингисович! – обрадовался ответсекретарь, увидев депутата Серика БЕКТУРГАНОВА.

- А мы обсуждаем как раз, - начал было сенатор, показывая на какой-то учебник.

Но ответсекретарь перебил его, обращаясь к своему шефу:

- Ерлан Кенжебекович, сенаттан Секен бiздi поддерживать ететiн постоянно.

- Мы без вас никуда кәзір, - ответил министр.

Сагадиеву показали девушек, сидящих за компьютерами.

- Это для тех, кто не успел задать вопрос, - объяснил ответсекретарь. - На задник смотрите.

На стенде за спинами юных красавиц было написано «Не успели задать вопрос?». Предполагалось, что после встречи народ передаст вопросы операторам, а те - самому Сагадиеву.

В зале министра встретили аплодисментами.

Ерлан Сагадиев зачитал недлинный доклад – точную копию его интервью, растиражированного в прессе на минувшей неделе.

И приготовился слушать вопросы.

Возможность спросить министра о проблемах, не решаемых в нашей стране десятилетиями, мне пришлось отвоевать у сотрудников университета, охранявших стойку с микрофоном от журналистов, фамилии которых не значились в каком-то невидимом списке, составленном неизвестными людьми.

После недолгой перепалки я все-таки получила доступ к микрофону и спросила Сагадиева о том, почему бы ему не организовать настоящие общественные слушания с участием простых людей, а не педагогов и чиновников.

- Можно сделать ремарку? – бросился спасать министра верный ответсекретарь. - Мы, сидящие здесь в зале, наверное, не согласны (с вашим мнением - А.Б.), потому что в зале сидят ветераны педагогического труда, просто население.

Министр попросил, чтобы в доказательство люди из народа подняли руки. Они оказались в меньшинстве. Но результат Сагадиева устроил.

На вопрос, как министерство относится к тому, что студентов часто снимают с занятий для участия в массовке крупных мероприятий, министр ответил коротко.

- Мы этим будем заниматься. Не переживайте.

Все-таки Сагадиеву ужасно повезло, что у него есть такой заботливый ответсекретарь.

Амирхан Рахымжанов дал комментарий, более точно характеризующий позицию министерства, хотя его стиль изложения затруднял восприятие мысли, которую он хотел донести.

- Азиаду вспомните нашу или в Пекине Олимпиаду. На всех мероприятиях, во всем мире участвует молодежь. Они с интересом идут туда. Согласные же в зале, да? Но ни в коем случае мы не будем отрывать их от занятий. И многие из них (студенты - А.Б.) выросли, уже семьями являются, с первых дней, когда столица перешла, уже стала здесь в городе, они с удовольствием показывают свои фотографии в альбомах, в книгах даже, что вот, когда, учась студентом или в школе, он участвовал в мероприятиях, когда развивалась наша прекрасная столица, - выдохнул Рахымжанов.

На вопрос о поборах в школах, в котором я привела в пример школы Астаны, где вот уже несколько лет организовывают поездки учеников в торгово-развлекательные центры, Ерлан Сагадиев отвечал сам. Он долго рассказывал, что очень важно, чтобы бизнесмены и университеты оказывали спонсорскую помощь школам, как это бывает в развитых странах. Причем тут поборы, было не совсем понятно. Ведь в данном случае получается все наоборот. Так называемую «спонсорскую помощь» оказывают родители учеников бизнесменам, оплачивая по 1800 тенге за поездку своего ребенка.

- Мне кажется, мы выходим на дорогу к цивилизованной спонсорской помощи школам. Это могут быть крупные предприятия, меценаты и так далее. То есть мы поборами будем заниматься по нескольким направлениям. Первое – устранять, где оно хаотично, где по вине государства, по вине районо или гороно. И с другой стороны, мы хотели бы частный капитал, спонсоров, университеты привести в школы, чтобы они помогли нам оснащать на цивилизованной основе. Вот это ответ на ваш вопрос, - закончил, наконец, министр.

Ерлан Сагадиев хочет, чтобы лучшие мировые стандарты образования скорее внедрили в нашей стране. Но одна из самых главных причин несчастий на этом нелегком пути, по его мнению, - отсутствие интернета в школах.

- Надо поднять качество преподавания в детских садах. Для этого мы и прокладываем интернет в эти пять тысяч школ. Почему? Тогда преподавателей детских садов можно будет собирать и опять же бездискриминационно: государственные, частные - все нашим детям преподают. Собирать в этих школах и преподавать им то, что они не прошли. Сегодня 65 процентов преподавателей в детских садах педагогической специальности не имеют, - сказал министр, отвечая на вопрос, поступивший на интернет-портал.

- Когда можно будет получать учебные материалы для школьников в электронном виде? На сайте министерства появились версии учебников для ознакомления. Значит, их можно выкладывать для скачивания и обучения? Можно заменить 10-килограммовый рюкзак на электронную книгу, да и дефицит по учебникам снять. 21 век уже, дорогой министр образования, - зачитал оператор очередной вопрос из интернета.

- Я знаю, что 21 век, - обиделся Сагадиев.

И объяснил, что пока в школы не проведут интернет, пользоваться электронными учебниками не получится.

- Вторым этапом нужно, чтобы у преподавателей был айпад. Почему? Потому что если такого не будет, то преподаватель будет ставить оценку, а потом бежать в учительскую и там ее переносить в компьютер. (…) Это, нам кажется, недопустимо. Наша задача: преподаватель поставил оценку - мы в МОНе эту оценку увидели через несколько секунд. Вообще, в целом задача стоит такая: каждую неделю сдается какой-то экзамен, в понедельник министерство должно видеть, как страна прошла этот рубеж. Тогда мы будем видеть проблемы не в конце года, а каждый понедельник. После этого будем внедрять лэптопы для школ. Это дорогая процедура, что-то около 560 миллионов на полное внедрение у нас было долларов. Но, тем не менее, к этому нужно потихоньку подступать, - говорил он.

Кто-то из пожилых преподавателей задал вопрос, волнующий сейчас не только педагогов, но и родителей. О зарплате. Коллеги поддержали его аплодисментами.

- Казахстанская система высшей школы работает в течение десяти лет по европейской системе образования. Почему тогда мы полностью не соответствуем европейским стандартам? Я имею в виду учебно-педагогическую нагрузку. Зарубежный профессор - у него годичная нагрузка от 120 до 180 часов, а у нас - в 4-5 раз выше. Но у них зарплата в десятки раз больше, а у нас и 500 долларов не набегает. Вот вы говорите о качестве образования. С каких пядей во лбу наш преподаватель вуза, если он преподает от 5 до 10 и выше дисциплин? Можно ли говорить о качестве образования? – спросил преподаватель.

Тут у него отключился микрофон.

- Микрофон отключился. Наверное, я не очень удобные вопросы задаю? – спросил он виновато.

- Нормально-нормально. Включите микрофон, - скомандовал ответсекретарь. - Мы слышим вас.

Микрофон снова заработал. Ученый еще раз рассказал о проблеме нехватки преподавателей. Министр терпеливо выслушал его, но повышения зарплаты так и не пообещал.

- Я тоже считаю, что академическая и финансовая самостоятельность вузов позволит им давать больше заработную плату тем, кого эти вузы считают наиболее полезным для контингента студентов. Это будет правильно. В Европе той же зарплаты сильно разнятся между Грецией и той же Финляндией, между Финляндией и США. Вообще, стоимость образования в Финляндии в три раза ниже, чем в США, но оно не хуже. Америка просто элементарно дороже. Разница между преподавателями и университетами тоже серьезная. Что и произойдет (в будущем в Казахстане – А.Б.).

Вопрос из интернета о том, что бедных учителей всей страны заставляют выписывать по нескольку газет, министр предпочел оставить без ответа.

Зато пообещал, что скоро педагогов освободят от другой неприятной обязанности – бумажной отчетности. С нового учебного года она станет электронной.

Житель Южно-Казахстанской области рассказал, что в его регионе 47 аварийных школ и спрашивал, когда окончательно ликвидируют трехсменку? Сагадиев в ответ пообещал то же самое, что и его предшественники на посту министра - ничего лучше обещаний светлого будущего в правительстве еще не придумали.

Вопросы из интернета, судя по всему, не проходили специальный отбор. Возможно, это и есть один из новых подходов к работе, которых ждут от министра, получившего хорошее образование за рубежом.

Русскоязычные родители ученика, обучающегося в казахском классе, пожаловались на сайте, что учебники в казахских школах очень низкого качества. Сагадиев ответил, что скоро в нашей стране внедрят новые методики изучения языка. 20 специалистов отправят учиться в Израиль, Германию и Америку, чтобы они, обобщив зарубежный опыт, создали свою методику.

- Есть технологии в мире, которые мы не знаем, но они очень эффективные. Наши дети поедут в Европу и за 5-6 месяцев они учат язык, возвращаются, и мы в шоке. Но тут шокироваться не нужно. Можно просто взять и внедрить (методику- А.Б.). Причем, внедрять будет молодежь, - сказал министр.

Завершая встречу, Ерлан Сагадиев перестал делать вид, что перед ним городская общественность, и обратился к педагогам.

- Я вас хочу попросить, пожалуйста, объясняйте. Вы сегодня, надеюсь, многие вопросы поняли. Народ к вам прислушивается. Вы очень уважаемые люди. Пожалуйста, выходите, объясняйте нюансы государственной программы развития образования и науки. Мы вам в этом будем помогать, - сказал Сагадиев.

И тут же умчался от гнавшихся за ним следом журналистов, найдя убежище в кабинете ректора университета.

Девушки у баннера «Не успели задать вопрос?» скучно глядели на расползавшуюся толпу.

Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Ильяс Бактыгалиев: Избежать новых атак полностью мы будем неспособны, это независимые от нас вещи
Комментарии политолога об атаке на КТК
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Виталий Колточник: «Назначение Аиды Балаевой - финальное укрепление идеологической вертикали государства»
Модернизированы механизмы работы с НПО, усилена стратегия государственных коммуникаций, систематизированы диалоговые площадки
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером