Обзор главных находок и потерь в культурной жизни города за уходящий год
Южная столица уже не первый год довольствуется довольно скромной программой культурных событий: центром притяжения ярких, широкомасштабных и дорогих проектов является Астана. Культурная жизнь культурной столицы становится скромной и самобытной. Алматы в уходящем году пришлось креативить при минимальных бюджетах, дарить подарки «северному брату», надеяться на короткие встречи с теми, кто уехал, и прощаться с великими навсегда.
Кина не будет…
Летом прошлого года на месте кинотеатра «Алатау» с его 60-летней историей открылось популярное фастфуд заведение. Это событие вызвало широкий резонанс среди алматинской общественности. Представители южной столицы среднего и старшего поколения были, мягко говоря, шокированы происходящим.
Но шок был тихим, как и всегда у нас. Поговорили на кухне, покритиковали, вспомнили высококультурные походы в киношку на советские фильмы и дальше продолжили работать, смотреть телевизор, жить...
Вот и в этом году начали демонтировать построенное в 1980 году здание советского кинотеатра «Байконур». И что вы думаете - это будет новый концертный зал, которого так не хватает классическим музыкантам, или новый арт-центр, которого так не хватает художникам и театралам? Нет, берите «больше» – очередная фастфуд-кафешка.
«Переезд» фестиваля
В этом году 13-й по счету международный кинофестиваль «Евразия» впервые прошел в Астане. По всей видимости, организаторы ЭКСПО захотели к и без того большой и качественной культурной программе индустриальной выставки добавить авторитетный кинофестиваль.
Непонятно, зачем? Почему нельзя было организовать новый, свой? Почему нужно опять забирать у Алматы то, что взращивалось, холилось и лелеялось им на протяжении долгих лет?
При этом собственно ярким «пятном» кинофестиваля в Астане стала лишь фотография известного американского актера Николаса КЕЙДЖА, облаченного в чапан.
Выражение лица Кейджа на снимке, мягко говоря, многозначительно, и доставило массу удовольствий творческим интернет-бездельникам: они состряпали кучу мемов на тему Кейджа в национальном казахском костюме.
И, возвращаясь к собственно «Евразии», стоит сказать, что Алматы в последние годы проведения фестиваля не мог позволить себе пригласить даже менее известных, чем Кейдж или Эдриен БРОУДИ, мировых звезд. «Евразия» сузила границы» – так отмечали в последнее время многие любители кино и хорошо знакомые с фестивалем журналисты. Ну, понятно. Алматы – не Астана…
Пространство свободы и экспериментов
Меж тем, в уходящем году на карте южной столицы появилось новое культурное пространство «Трансформа». Эта площадка предназначена для проведения театральных постановок, танцевальных, музыкальных, кино-событий, различных экспозиций, лекций и любых других инициатив в сфере культуры. Зал «Трансформы» способен вместить в себя до 300 человек и оснащен профессиональным звуковым и световым оборудованием. Название пространства говорит само за себя.
Современный художник стремится отойти от консервативных и заскорузлых концептов. Хочет избавиться от границ как в своем творчестве, так и на площадке, демонстрирующей его плоды. Открылась «Трансформа» в октябре.
И с того времени в пространстве успешно прошли несколько премьер независимых театральных трупп и даже – фестиваль ремесленников «Шебер».
Мы не ждем трамвая
После исчезновения с алматинских улиц трамваев трамвайное депо на пересечении улиц Гоголя-Байтурсынова в этом году было переформатировано в многофункциональный комплекс DEPO Evolution Park. Многим эта затея показалась бредовой.
Мол, очередной бизнес-центр или торговый центр возведут. Но Центр развития города Алматы совместно с Центром Урбанистики, инициировавшие в прошлом году конкурс на лучшую концепцию по созданию общественного пространства на территории трамвайного депо, руководствовался другими задачами.
В состязании на лучшую идею преобразования приняли участие 23 проекта. В финал конкурса вышли шесть. Победителем же стал проект многофункционального комплекса DEPO Evolution Park, конкурировавший с Art & Science Museum – Музеем науки и искусства. По словам организаторов конкурса, концепция Комплекса, в отличие от Музея, дает гораздо больше простора для фантазии, при этом от науки и искусства Комплекс тоже не отказывается.
В сентябре 2017 года на месте бывшего трамвайного депо был организован фестиваль городских сообществ «Art Energy Almaty. Work in progress». Это были обсуждения, презентации и мастер-классы, касающиеся развития и благоустройства мегаполиса. Наряду с этим, всех гостей ждала музыка от коллективов и ди-джеев города, кинопросмотры, показ арт-объектов и многое другое. Фестиваль прошел после завершения первого этапа преобразования трамвайного депо. В следующем году стройку планируют продолжить. Остается надеяться, что Комплекс действительно оправдает ожидания горожан и не скатится в сферу бизнеса и торговли.
«АРТиШОК» отпраздновал новоселье
Один из самых популярных современных театров города «АРТиШОК» наконец-то получил большую сцену. Это случилось не без помощи неравнодушных алматинцев, поклонников и единомышленников первого в Казахстане независимого театра. Строительство Большой сцены продолжалось с апреля по октябрь 2017 года. Общий бюджет проекта составил 27 миллионов тенге.
Нужно сказать, что «артишоки» никогда не жаловались на свой родной подвальчик в центре города. Их место обитания нисколько не отталкивало посетителей, а с каждым годом только притягивало все новых и новых. Появление второй площадки было продиктовано временем, расширением творческих возможностей команды и увеличения числа поклонников.
Большая сцена «родилась» в помещении бывшего клуба Da freak, расположенного в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. «АРТиШОК» смог привлечь более 15 компаний, которые помогли ему реализовать проект обустройства. Из общей суммы 4,2 миллиона тенге театр собрал на краудфандинг-платформе start-time.kz.
Новая площадка ARTиШОКа включает около 150 зрительских мест и подразумевает проведение широкомасштабных театральных проектов. При этом старая сцена «АРТиШОКа» никуда не делась. Театральная труппа продолжает показывать и создавать камерные и экспериментальные постановки в своем уютном «подземелье».
Нью-Йорк, Нью-Йорк…
В этом году известный казахстанский ди-джей Рустам ОСПАНОВ, основатель ежегодного музыкального фестиваля Jazzystan перебрался со своей семьей в Нью-Йорк.
Девять лет качественной актуальной и интеллектуальной живой музыки дарило прогрессивным жителям южной столицы событие Оспанова. Правда, самому Рустаму приходилось каждый год отвечать на вопрос журналистов о музыкальном направлении фестиваля одно и то же: что Jazzystan – это не только джаз, это гораздо больше, это почти все, что касается современной интеллектуальной и зрелой музыки. Последний сезон фестиваля был в этом году. В апреле он прошел в рамках Всемирного Дня Джаза под эгидой UNESCO с участием лучших британских и казахстанских музыкантов, а в мае – с участием двух лучших команд Тель- Авива…
Jazzystan уехал из Алматы в Нью-Йорк вместе с его создателем. Сегодня Рустам с успехом продолжает свое дело на территории Америки, бросая вызов себе как профессионалу. За Рустама радостно. Остается пожелать ему больших творческих успехов, сил и терпения. А вот за Алматы грустно: уехал не только прекрасный человек, но и вместе с ним его энтузиазм, креатив и мастерство, которые позволяли на протяжении солидного количества времени делать по-настоящему достойный проект для людей, любящих музыку и видящих жизнь в исключительно позитивных тонах.
Светлая память Большому Актеру
В этом году мы простились с великолепным актером, настоящим мастером театральной и кино-площадки, заслуженным артистом Республики Казахстан, лауреатом Госпремии России Владимиром Алексеевичем ТОЛОКОННИКОВЫМ. Последние месяцы он тяжело болел. Умер Артист на 74 году жизни в Москве от остановки сердца во время съемок комедии «СуперБобровы». Похороны прошли на Троекуровском кладбище, где находятся могилы многих известных деятелей культуры…
В кино Толоконников дебютировал в 1981 году – в боевике «Последний переход». Широкую же известность он получил семь лет спустя после картины Владимира БОРТКО «Собачье сердце», где сыграл роль Полиграфа Полиграфовича ШАРИКОВА. Хотя, как это часто бывает, сам актер не очень любил, когда его ассоциировали с этим отрицательным, но обаятельным персонажем. Еще бы! Ведь после Шарикова у Владимира Алексеевича началась большая и насыщенная работа в театре и в кино.
…Что такое Алматы без Толоконникова? С уходом великих, талантливых, умных обычно теряется один из пазлов, формирующий целостную картину города.
О своих узнаем из-за рубежа
Да, новости из-за рубежа про самих себя гораздо больше волнуют, цепляют, заинтересовывают. И это - довольно частое явление для Казахстана, в частности, для Алматы. Местные фестивали и конкурсы, в которых нередко можно разглядеть настоящие бриллианты и таланты (да-да, они у нас есть, и их немало) остаются широко известными в узких кругах.
Максимум – о них напишут журналисты в разделе «Культура», которая всегда проигрывает рубрикам «Скандалы», «Происшествия» и «Криминал».
Поэтому не стоит удивляться, что об 11-летней алматинке Данэлии ТУЛЕШОВОЙ, победительнице украинского вокального проекта «Голос. Дiти», заговорили в Казахстане только после ее успеха на иностранном конкурсе. Выходит, что именно в этом году мы узнали и открыли для себя Данэлию.
Свою Данэлию Тулешову. Пророка в своем отечестве у нас не было и, наверное, не будет. Но это не отменяет истиной радости и гордости за то, что Данэлия – не только юная звезда Алматы, но и потенциальный кандидат на обретение всемирной известности.
Фото Informburo.kz, haber3hilal.com, obltv.ru, Казинформ из открытых источников в Интернете.