Возможно, авария на трубопроводах осенью 2013 года сослужила Казахстану добрую службу
Не дожидаясь обнародования результатов расследования причин аварии на трубопроводах, ведущих с морского месторождения Кашаган на перерабатывающий завод на суше, которая произошла осенью 2013 года и привела к очередной отсрочке начала добычи, оператор Северо-Каспийского консорциума провел тендер и фактически начал работы по замене 200 километров аварийных труб. Причем доверил это дело тому же подрядчику, что в свое время строил трубопровод, растрескавшийся в процессе эксплуатации.
Ситуация весьма странная и может означать лишь одно: на самом деле причины аварии уже известны, но по каким-то причинам правительство решило пока не предавать их огласке. Как говорится, меньше знает народ – лучше спит. В данном случае в качестве колыбельной для народа чиновники повторяют мантру о том, что, дескать, эта авария большого ущерба Казахстану не нанесла, следовательно, и назначать виновных за нее резону нет. Это полностью ответственность подрядчика и его коммерческие убытки. А кроме того, согласно Соглашению о разделе продукции, все затраты, понесенные на замену трубопроводов (а это ни много ни мало – 1,8 миллиардов долларов), возмещаться консорциуму добытой нефтью впоследствии не будут. При этом умалчивая о том, что национальная компания «КазМунайГаз», владеющая 16,877% акций в консорциуме, должна будет, таким образом, самостоятельно профинансировать свою долю в восстановительных работах. Сумму желающие могут высчитать сами.
Согласно первоначальному Соглашению о разделе продукции по Северному Каспию, подписанному осенью 1997 года, промышленная разработка месторождения Кашаган должна была начаться еще в 2005 году. Этот срок оказался нереальным, и по договоренности между Казахстаном и участниками консорциума начало разработки было перенесено на 2008 год. Однако в середине 2007 года оператор консорциума – компания Agip KCO – уведомила правительство о переносе срока начала коммерческой добычи на месторождении на второе полугодие 2010 года и о почти трехкратном увеличении возмещаемых затрат по проекту – с 57 миллиардов долларов до 136 миллиардов. Потом был еще один перенос сроков – на 2013 год. И вот теперь, после аварии на трубопроводах, наиболее вероятной датой называется начало 2017 года.
Однако, несмотря на то, что каждый очередной год отсрочки – это недополученные Национальным фондом и государственным бюджетом налоговые отчисления, это не добытые миллионы тонн нефти, замедление темпов роста ВВП и прочие «прелести», упорно не покидает мысль, что, возможно, растрескивание трубопроводов осенью 2013 года сослужило Казахстану в какой-то степени добрую службу. Если весь 2014 год мировая цена на «черное золото» зашкаливала за 100 долларов за баррель, то сейчас, когда она плавает в диапазоне от 55 до 65 долларов, вместо богатства и процветания Кашаган мог бы принести Казахстану одни убытки.
Дело в том, что глубокое залегание нефти, аномально высокое давление в пластах и наличие огромного количества сероводорода делают добычу на этом морском месторождении чрезвычайно затратной. Председатель нацкомпании «КазМунайГаз» Сауат МЫНБАЕВ заявил, что проект может стать прибыльным лишь при мировой цене не ниже 100 долларов за баррель нефти: «Действительно, непростой проект, капиталоемкий, предел окупаемости достаточно высокий. Насколько я понимаю, это может быть в районе 100 долларов за баррель, – сказал он, выступая перед журналистами. – Понятно, в долгосрочном периоде это приемлемо для подрядных компаний, поскольку по таким гигантским месторождениям они рассматривают перспективу не только до 2041 года (формальный срок контракта), но и, как минимум, лет 50 добыча дальше будет происходить».
Получается, что работай Кашаган сегодня в полную силу, выручка от продажи добытой там нефти не покрывала бы даже себестоимость добычи. Мы не можем сейчас оперировать более точными цифрами, так как контракт Казахстана с консорциумом инвесторов имеет гриф секретности, однако российские эксперты, анализировавшие его текст, говорят, что при существовавших ценах на нефть окупаемость проекта предполагалась в течение 15 лет с момента начала добычи. За этот срок инвесторы должны были окупить понесенные затраты, после чего львиная доля доходов от добытой нефти распределялась бы в пользу Казахстана. Понятно, что в нынешних условиях низких цен все эти расчеты летят в тартарары. И когда Кашаган в итоге выйдет на точку безубыточности – не скажет сегодня, пожалуй, никто. Так что пусть он пока будет законсервированным – до лучших времен.