Обзор казахоязычной прессы (15 сентября)
На снимке: дочь премьер-министра Бакытжана Сагинтаева – Меруерт Ибрагим
* Если бы ислам стал государственной религией
* Жители села им. Ленина против его переименования
* Казахскими брендами должны стать казы и шубат
* В школах не надо указывать национальности
* Получать награды любим, но уважать не умеем?
QAMSHY.KZ: «Премьер - министр Бақытжан Сағынтаевтың қызы туралы не білеміз?» («Что мы знаем о дочери Бакытжана САГИНТАЕВА?») - Интернет-ресурс опубликовал любопытный фоторепортаж о старшей дочери премьер-министра - Меруерт ИБРАГИМ.
«Старшая дочь нынешнего премьер-министра, 29-летняя Меруерт Ибрагим, основатель модного портала Buro24/7.kz - супруга акционера Qazaq bank — Бахыта ИБРАГИМА. Они поженились в 2008 году. На их свадьбу, которая прошла в отелях Rixos и Radisson, было потрачено около 1 млн долларов. Это второй брак Бахыта Ибрагима. Известно, что после окончания школы Меруерт сразу же отправилась в Лондон - получать знания по международному бизнесу. Сейчас она занимается раскруткой в Казахстане портала о моде - Buro24/7. Издательство Vogue называет Меруерт «иконой стиля» и регулярно публикует ее фотографии в рубрике street-style», - пишет издание.
ABAI.KZ: «Елбасыға хат. Ислам діні мемлекеттік дін болса» («Письмо Елбасы. Если бы ислам стал государственной религией») - Интернет-портал публикует открытое письмо руководителя религиозного объединения «Қазақстан қажылары» Бактыбая АЙНАБЕКОВА, который предлагает сделать ислам государственной религией Казахстана.
«Если на самом деле, как пишется в Конституции, «государство отделено от религии», то государство должно перестать вмешиваться в дела религии. Общие слова про то, что светское государство не отрицает религию, а, наоборот, предоставляет свободу вероисповедания, не оправдывают этот закон. Религия и светскость — разные понятия. Религия — создана Всевышним еще до появления человека, для его воспитания, в этих целях появился Коран, а светскость — понятие изменчивое. Есть еще такое определение, что «все общественные объединения равны перед законом». Воспользовавшись этим, в страну большим потоком хлынули зарубежные миссионеры, которые ведут агрессивную агитацию. Некоторые говорят, что ДУМК должен этому препятствовать, но как? Если у нас религия отделена от государства», - пишет Айнабеков.
По мнению религиозного деятеля, в Казахстане настало время отказаться от понятия «светское государство» и внести в Конституцию соответствующие поправки. «В 1929 году в мире было всего 4 исламских государства, сегодня их больше 50-ти, а те, которые прописывают государственную религию в Конституции, их больше в 2-3 раза. Ислам по своей сути религия, поддерживающая государство, исламе призывает подчиняться власти. Мы должны убрать из Конституции пункт о том, что «религия отделена от государства», и принять поправку: «Государственная традиционная религия — ислам, другие религии признаются»», - заключает автор письма.
АRHAR.KZ: «Павлодарда Ленин ауылының атауын өзгертуге жергілікті тұрғындар түбегейлі қарсы!» («В Павлодаре жители села Ленинского категорически против его переименования») – Об этом интернет-сайт сообщает со ссылкой на информационный портал SkifNews.kz
«Группа активистов не может добиться переименования поселка им. Ленина в пригороде Павлодара из-за несогласия местных жителей. Сельчане выступили против того, чтобы назвать аул с 10-тысячным населением по-казахски, в честь Казангап бия. Они считают, что средства, которые уйдут на это, лучше потратить на благоустройство села: сделать дороги, провести воду. Местные историки также не смогли убедить их. А власти, не сумев набрать достаточного количества голосов в пользу переименования, решили отложить это на некоторое время», - пишется в заметке.
BAQ.KZ: «Қазақтың ұлттық бренді – қазы мен шұбат болуы керек» («Казахскими брендами должны стать казы и шубат») - Издание называет свои варианты казахских брендов.
«Споры о том, что у нас нет своих брендов или что считать казахским брендом, идут уже давно. Но еще издревле казахи наносили родовые «тамга» на скот, тем самым, обозначая его принадлежность. То есть, понятие «бренд» есть в казахском сознании с древних времен. Но на сегодня у нас не сформировался еще свой национальный бренд. И если сегодня говорят о казахском бренде, то в первую очередь звучат имена Нурсултана НАЗАРБАЕВА, GGG, Александра ВИНОКУРОВ, хотя в мировой практике - это прежде всего названия продукции, товара.
Некоторые считают, что можно нашим брендом назвать кумыс или юрту, но они есть и у других кочевых тюркских народов. И отвечая на вопрос, что может стать казахским брендом, можно было сказать - шубат и казы. Во-первых, нигде в мире они больше не производятся, а их лечебные свойства признаны мировой медициной. Желающие сделать их нашим брендом, должны приложить усилия, чтобы вывести их на мировой уровень. Но прежде всего государство должно придать этим продуктам такой статус», - говорится в материале.
EGEMEN.KZ: «Мектепте ұлттың аты жазылмауы тиіс» («В школах не должны указывать национальность») - Газета публикует мнение писателя Смагула ЕЛУБАЕВА относительно написания языка обучения на вывесках школ и разделения их на русские и казахские.
«Пользуясь трибуной в газете, хочу обратиться к министру образования и науки. Я категорически против того, чтобы на вывесках школ писали «русская» она или «казахская». В школах не должны указываться названия национальностей. Содержащиеся на государственные средства казахстанские школы должны называться «государственными школами», - считает писатель.
ULT.KZ: «Сыйлық аламыз, сыйласа аламыз ба?» («Награды получать любим, но умеем ли уважать друг друга?») - Интернет-ресурс публикует мнение Нурторе ЖУСИПА, главного редактора газеты «Айкын», по поводу особой любви казахов ко всяким премиям и наградам.
«Только ли мы жаждем славы, наград? Как с этим у других народов? Наверное, в других странах мира тоже есть премии, звания. Но устраивают ли там, как у нас из-за этого «драчки»? Неужели там тоже роют ямы друг другу, становятся врагами до конца жизни, как мы? - вопрошает автор и приводит примеры из прошлого. - Помнится, когда Ильясу ЕСЕНБЕРЛИНУ хотели вручить премию, казахи начали писать жалобы в Москву, и награда досталась другому».
По словам журналиста, как только объявляется о вручении какой-либо премии, так сразу начинаются скандалы. «Вокруг государственной премии особенно, как будто если не получат эту премию, то все - конец жизни. Те, кто не получил награду, навсегда затаят обиду, и при случае обязательно подставят подножку тому, кому повезло. Цель казахской интеллигенции - только получить премию? Ведь прожили же жизнь Бухар жырау, Махамбет, Актамберди, не получив никакой премии. Наша цель - служить народу. Можем ли мы служить нации без всяких премий?» - задается он снова вопросом.
Фото: qamshy.kz