Согласно опросу, проведенному Бюро DEMOSCOPE, главным недостатком дистанционного обучения жители Казахстана считают стресс для детей, учителей и родителей
Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE провело опрос граждан на тему "Дистанционное образование в Казахстане".
Всего с 6 по 9 октября 2020 года было опрошено 1100 человек в 14 областях и городах республиканского значения (Нур-Султан, Алматы, Шымкент). Опрос проводился на казахском и русском языках путем телефонных звонков на стационарные номера. В опросе приняли участие 25% мужчин и 75% женщин старше 18 лет. Основой для выборки послужила абонентская база стационарных телефонных номеров по Казахстану. Для данной выборки максимальный размер статистической погрешности с вероятностью 95% не превышает 3%.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, волнующих многих казахстанцев, является дистанционная форма обучения. Опрос Бюро DEMOSCOPE показал, что казахстанцы разделились в оценке онлайн-обучения. Понимая, что данные меры являются вынужденными и вводятся для сдерживания распространения коронавируса, граждане ожидают от властей более эффективной работы.
При этом большинство респондентов - 43% категорически против дистанционного онлайн-обучения. 38% казахстанцев относятся с пониманием к дистанционке, но считают, что властям нужно было лучше подготовиться к новому учебному году. Полностью поддерживают онлайн-формат 16% опрошенных, считая это необходимой мерой.
По данным опроса, подавляющее большинство граждан оценивают эффективность онлайн-обучения ниже среднего (42%) и средне ( 41%). Высоко оценили новую форму обучения суммарно лишь 12% опрошенных.
Исследование PaperLab, проведенное среди учителей, учеников и экспертов в сфере образования, также подтверждает, что дистанционная форма обучения крайне негативно сказывается на системе образования страны. Оценивание знаний в онлайн-школах приобрело формальный характер. Отметки ставились не по заслугам учеников, а скорее поддерживались на уровне, сложившемся в предыдущие три четверти. Очевидно, учителя пытались таким образом исключить или минимизировать негативное воздействие новых обстоятельств на итоговые оценки школьников. В целом же, такая тенденция связана с непродуманностью адаптации к дистанционной форме обучения.
Вероятно, подобная низкая оценка дистанционной формы обучения в стране связана с всеобщей неподготовленностью к новой форме образования и материально-техническими трудностями.
Данные опроса DEMOSCOPE показали, что треть опрошенных (30%) считает, что главный недостаток дистанционного обучения - это стресс для детей, учителей, родителей. 28% участников опроса ответили, что обучению в основном препятствуют технические сложности и медленный интернет. В разрезе областей больше всех технические сложности и трудности с интернетом испытывают жители Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Жамбылской областей - 44%, 39% и 40% соответственно.
По мнению 19% респондентов основным недостатком онлайн-обучения является низкое качество образования. 9% респондентов считают главной трудностью отсутствие компьютера.
Качество интернет-соединения является одним из главных факторов онлайн-обучения. Результаты проведенного исследования DEMOSCOPE показали, что у половины опрошенных граждан (49%) средняя скорость интернета, иногда бывают трудности. У четверти граждан (25%) качество интернета плохое, в их районе всегда медленный интернет.
Низкую скорость интернета больше других (35%) отметили жители Алматинской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областей. У 22% респондентов, скорость интернет-соединения хорошая, без нареканий. Самый большой процент высокой оценки качества интернета (38%) в Нур-Султане и Кызылординской области. Данный показатель свидетельствует об усугублении неравенства в доступе к образованию во время пандемии.
42% граждан оценили работу госорганов в сфере организации дистанционного образования как среднее. По их мнению, часть проблем осталась нерешенной. 13% респондентов считают, что власти справились на отлично. Оппонируют им треть казахстанцев (36%). Они считают, что дистанционное обучение - это провал, и Минобразования оказалось не готово к онлайн-обучению.
Важным индикатором общественного настроения является отношение граждан к принимаемым со стороны правительства мерам. Интересно, что в вопросе о том, какую форму обучения граждане считают наиболее оптимальной в условиях глобальной пандемии коронавируса, мнения респондентов разделились примерно поровну. 35% считают, что надо предоставить людям право выбора удобной формы обучения; 33% казахстанцев - за онлайн-обучение, так как это вынужденная мера; 29% выразили скептическое отношение к онлайн-формату. По их мнению лучше ходить в школу и университет как раньше. Безграмотность страшнее коронавируса.
Результаты проведенного опроса Бюро общественного мнения DEMOSCOPE показывают, что дистанционная форма обучения не устраивает казахстанцев во многом из-за отсутствия материально-технических условий и неготовности системы образования к новому учебному году. Также данные опроса демонстрируют увеличение регионального неравенства между учащимися, в том числе из-за разного доступа к интернету.
Фото из открытых источников.