
Жители региона возмущаются нехваткой врачей и невозможностью своевременно пройти обследования
Число жалоб, поступивших в филиал фонда ОСМС по Северо-Казахстанской области за три месяца 2025 года, можно назвать рекордным. Для сравнения: за весь прошлый год было подано 123 жалобы от пациентов.
- 56 жалоб уже отозваны, и их могло бы и не быть при своевременном оказании помощи пациентам. Это значит, что медорганизация могла решить вопрос по принципу “здесь и сейчас”, - сообщила директор филиала НАО “Фонд социального медицинского страхования” по СКО Айнагуль ДАВЛЕТЧИНА на встрече в областном филиале партии “AMANAT”, посвящённой проблемам качества и доступности медицинских услуг в рамках обязательного социального медицинского страхования.
Депутаты задавали чиновникам вопросы, например: как население может получить помощь, если нужного специалиста, а порой даже и поликлиники, нет в отдельных районах города?
- На встречах с жителями в густонаселённых микрорайонах этот вопрос поднимается регулярно, - сказала депутат Юлия ПРОНИНА. - Люди жалуются на нехватку узких специалистов, невозможность сдать элементарные анализы, получить стоматологические услуги или попасть на рентген, несмотря на то, что ежемесячно делают отчисления в фонд медицинского страхования.
Особо острой оказалась ситуация в Рабочем посёлке Петропавловска. По словам депутата, несмотря на большое количество жителей – 28 тысяч, медицинскую помощь оказывает только одно частное учреждение – “MedicaLine”. Но жалобы на его работу поступают второй год подряд.
- Нам нужно помочь населению, напряжение растёт, - подчеркнула Пронина. - Люди говорят, что не понимают, за что платят в ОСМС, мол, пусть часть денег вернут. Даже сами медики спрашивали: “А можно вернуть часть средств, чтобы мы взяли свои деньги и в другом месте получили услугу?”
По словам заместителя руководителя управления здравоохранения Мамадияра БАЙГУЛОВА, одна из главных причин ситуации – кадровый дефицит. При этом он подчеркнул, что ведомство не может напрямую управлять частными клиниками – только рекомендовать.
Что касается ситуаций, когда в поликлинике нет нужного специалиста, то, как пояснил спикер, выход из положения находят с помощью совмещения.
- Например, в Аккайынском районе у нас не хватает невропатолога и кардиолога, - сказал Байгулов. - Мы договорились в рамках ОСМС со специалистами, которые с понедельника по пятницу работают в городе, а в субботу – четыре специалиста с 9:00 до 12:00, а если надо – до вечера, теперь принимают в районе.
- Если у медицинской организации нет специалиста нужного профиля или оборудования, поставщик обязан привлечь соисполнителя путём заключения договора соисполнения с медицинской организацией, состоящей в базе фонда, и направить пациента в эти клиники, - продолжила тему Айнагуль Давлетчина. - Если же договор ни с кем не заключён, то пациента должны направить к одному из поставщиков фонда по данному виду услуг. Договор будет заключён автоматически. Согласно нормативам, на районном уровне таким образом могут оказываться услуги в рамках соисполнения до 60 %, в городе – до 50 %.
Фонд оплачивает услуги по итогам мониторинга качества, пояснила Давлетчина. По её словам, в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и системы ОСМС гражданам доступны как базовые обследования, так и высокотехнологичное лечение. Во многих случаях пациенты могут обратиться к узким специалистам без направления терапевта. В свою очередь, медицинские организации обязаны корректно указывать, какие услуги входят в ГОБМП и ОСМС, а также разъяснять пациентам их права.
При возникновении спорных ситуаций можно обратиться в службу поддержки пациентов при каждой поликлинике, а также через номер 1414, сайт mcqory.kz, приложение Qoldau 24/7 или Telegram-бот SaqtandyryBot.
Участники встречи решили: в первую очередь необходимо разработать и публично распространить понятный алгоритм действий для пациентов. Кроме того, следует опубликовать актуальный список медучреждений, оказывающих услуги по ОСМС.
Фото: филиала “AMANAT”.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!