В Алматы с духовым оркестром Казахстана «поборолась» российская органистка
В субботу, 10 февраля, в большом зале Казахской государственной филармонии имени Жамбыла прошел музыкальный поединок между Государственным духовым оркестром Казахстана и российской органистской, пианисткой, композитором Екатериной МЕЛЬНИКОВОЙ. Многое из программы вечера было исполнено впервые не только в стране, но и в мире.
Органные перфомансы
«Битва титанов» – так была названа творческая дуэль между мощным духовым коллективом и не менее величественным инструментом, исполняющим роль целого «оркестра». Доказывать слушателям, что кто-то из них сильнее, интереснее и ярче, никто не собирался. Просто идея такого музыкального «боя» вдохновила оркестрантов для рождения нового эксперимента. Музыканты заинтриговали зрителей самим названием: в зале не было свободных мест.
Масла в огонь публичного интереса добавила и приглашенная российская органистка. Солистка Московской Государственной академической филармонии, лауреат международных конкурсов Екатерина Мельникова выступает с экспериментальными программами в центральных залах Москвы и России уже с 2009 года. Кстати, именно она первой в России отказалась от академического построения концертов. Формат ее выступлений - это театрализованные органные перфомансы. При этом она нередко сталкивается с неприятием публикой новой подачи традиционного органного искусства.
– Это исключительный консерватизм, - так характеризует «нападки» хранителей традиций Мельникова.
Более того, органистка ни в коем случае не собирается оказываться от своих проектов и новых нетривиальных задумок. Вот и одну из них, «Битву титанов», она осуществила в Алматы вместе с художественным руководителем Государственного духового оркестра РК, главным дирижером, профессором Канатом АХМЕТОВЫМ.
Слухи об оркестре
– Исполнение органной музыки очень подтягивает и воспитывает оркестр музыкально. Работая над органными произведениями, чувствую себя импрессионистом, художником, который тщательно подбирает краски, - воодушевленно сказал Ахметов после прошедшего концерта.
В свою очередь, Екатерина Мельникова призналась, что слухи об алматинском духовом оркестре доходят до Москвы.
– Я считаю, что это уникальный коллектив, - отметила российская органистка. – И это моя удивительная встреча с ним.
Не менее удивительной и запоминающейся стала в свое время встреча Мельниковой с ярким представителем нашего органного искусства, заслуженным артистом Казахстана Габитом НЕСИПБАЕВЫМ. Она познакомилась с ним во время учебы в Московской Государственной консерватории имени Чайковского.
– В Алматы Габит Несипбаев проводит титаническую работу в плане развития органного искусства, - отметила российский музыкант. – Когда я его узнала, он учился уже в аспирантуре московской консерватории, а я только поступила. Помню, как он, длинноволосый восточный красавец, вспархивал на скамейку и легко начинал играть ми- мажорную Токкату Баха…
Гостья из России также призналась, что очень хотела бы подружиться с капеллой филармонии и создать новый музыкальный проект.
Мельникова уже выступала в Алматы до этого концерта пару раз. Приезжала на фестивали. Последний раз была в 2006 году.
– С вашим городом меня много что связывает, - рассказала Екатерина. – В Алма-Ате родилась моя бабушка. Прадед, генерал БУРОВ, был начальником всего Семиреченского округа, еще до революции…
А судьи кто?
Вернемся же к самому концерту. Действительно, подобного творческого эксперимента современная история не знала.
– Судить вечер я не возьмусь, эта задача, к счастью, возложена на вас, - разъяснил «правила игры» дирижер оркестра, в этот раз выступивший в роли конферансье, а лучше сказать, ринг- анонсера Александр БЕЛЯКОВ. – Количество баллов и победителей определим по аплодисментам…
Первый «раунд» начался с привычной и хорошо известной для органа Токкаты и Фуги ре- минор Иоганна Себастьяна БАХА. Затем последовали симфоническая оркестровая музыка, музыка любви в кинематографе, бальные танцы, аргентинское танго.
Зал услышал много оригинальных аранжировок и переложений произведений специально для духового оркестра или же органа. Часть переложений для органа была сделана самой Екатериной Мельниковой.
Что касается Иоганна Себастьяна БАХА, то и он переложил целый ряд скрипичных произведений не менее знаменитого в наше время Антонио ВИВАЛЬДИ для органа. Скрипичная баховская «Чакона» ни разу не исполнялась на органе. На прошедшем концерте это упущение было устранено.
На десерт было представлено произведение казахского народного композитора Жаяу МУСЫ «Ак сиса», которое переложил в свое время для духового оркестра казахский композитор Адиль БЕСТЫБАЕВ.
– Екатерине потребовалось три репетиции и меньше недели для того, чтобы сыграть это произведение, - рассказывает Канат Ахметов. – Она «сняла» его благодаря своему абсолютному слуху...
«Ак сиса» стала, пожалуй, самым интересным экспериментом в плане музыкального представления произведения, инструментального состава, прочтения и пр.
При этом показалось, что далеко не все прозвучавшие на концерте произведения «жаждут» своего исполнения на органе. Некоторые из них просто «потерялись» или же прозвучали... с попыткой прозвучать. Субъективно, в этой «битве титанов» все же победил духовой оркестр. Хотя все опять выступили за торжество дружбы...
Фото автора.