Павлодарский школьник, победитель двух всемирных олимпиад - о том, зачем ему наука
Имя Амира МОХАММЕД-АЛИ (на снимке) казахстанцы впервые услышали в 2016 году, когда он завоевал золотую медаль на престижнейшем конкурсе – Всемирной математической олимпиаде в Гонконге. Через год он взял «золото» там же, но уже в Рио-де-Жанейро. Сейчас юный математик сосредоточен на учебе: он мечтает поступить в престижный университет и продолжает развивать свои способности.
Первый класс - первые задачи
Задание редактора поставило меня в тупик: интервью с 16-летним подростком, пусть и золотым призером двух всемирных олимпиад по математике? Да о чем же с ним говорить?.. И вот напротив меня сидит не по годам серьезный юноша - не мальчик, но мужчина, и говорим мы не об игровых приставках, футболе и крутых тачках, а о математике, философии и его будущем…
- Твоя мечта - прекрасна. Но как ты думаешь, что же нужно, чтобы попасть в число студентов престижных вузов? Одних медалей явно не достаточно…
- Конечно, в такие университеты поступают далеко не все кандидаты, даже с очень хорошим портфолио. Я думаю, чтобы пройти конкурсный отбор, нужно быть интересным собеседником, многообещающим ученым, а еще амбициозным и уравновешенным человеком. Знаете, такие университеты не любят заучек! У студента должны быть интересы, социальная жизнь...
- И чем увлекаешься ты?
- Литературой, философией, психологией, иногда пишу на русском языке. Пока немного и очень редко (здесь Амир смущается, - Е.Н.). У меня мама – учитель русского языка и литературы, наверное, передалось с генами. А вот спортом я практически не занимаюсь — если говорить об играх или секциях, но спортивную форму поддерживаю. К этому вынуждает то время, которое я провожу над учебниками за столом – порой после 9 часов сидения нужна подзарядка.
- Как получилось, что именно математика стала для тебя отправной точкой?
- Мои родители – педагоги (но они - гуманитарии, мама преподает русский язык и литературу, а папа – историю). В 4 года я уже не сидел с няней и частенько оставался дома один, когда родители уходили на работу. А с 5 лет я пошел в школу, в нулевой класс, затем, через год – в первый. Наверное, это была судьба: моя первая учительница больше специализировалась на математике, и она давала мне задачки, которые я с интересом решал. Со временем задачки усложнялись, а я стал любить математику больше других предметов – она всегда мне давалась легко, а по другим предметам приходилось заучивать параграфы, запоминать непонятные правила (улыбается). А в пятом классе я перешел в специализированную школу «Жас Дарын».
Жить и работать под давлением – готов!
Амир улыбается и смотрит в окно. Сейчас он уже 11-классник, но впереди – важный этап в его жизни.
- Не тяжело тебе? Подготовка к поступлению, учеба, 11 класс...
- Нет, я такое напряжение испытывал не раз и на протяжении долгого времени: мой путь в математике – это взлеты и падения. Были и депрессии, но сейчас их уже нет. Я готов работать и много работать. К тому же у меня совсем другие ценности: для меня математика – платформа для какого-то прыжка, это определенный этап моей жизни. Я открыт всему. Если понравится литература – буду заниматься ею, философия – перейду на философский факультет… Я считаю себя достаточно разносторонним человеком и могу найти вдохновение везде.
- Тем более, как говорят, математика - царица наук...
- У меня совсем другое мнение по поводу этой науки. Она не царица – она контролер. Любая ошибка, допускаемая в науке, так или иначе связана с математической неточностью. И именно математика позволяет другим наукам развиваться логически и без ошибок.
На самом деле математика — это наука об ошибках
Я молчу и смотрю на пустившегося в рассуждения Амира, пытаясь понять: что же там, в его голове? Этот юноша мыслит своими, особыми категориями. И молчу я не только от восторга – порой мне просто «нечем крыть»…
- На самом деле, математика – это наука об ошибках, - продолжает свою речь Амир. - 99% времени, когда мы занимаемся математикой, мы ошибаемся.
- Как так?
- Вот смотрите, мы решаем задачу, идем по одному пути – неправильно, начинаем сначала – ошибка! И так, пока не найдем решения… Но даже при таком алгоритме верный ответ не всегда может быть найден. Мы просто ошибаемся. Знаете, эта теория пришла ко мне совсем недавно, на Олимпиаде в Бразилии. Ее уже назвали самой сложной в истории, а проводится она уже в 59-й раз… Никто не ожидал, что там, где должна быть средняя задача, появится сложная, а там, где сложная – суперсложная. После первого тура у меня была решена полностью первая задача, вторая только «побита» на пару баллов, а третья – и вовсе не тронута. Это был провал. Я сильно расстроился – ведь хотелось привезти домой еще одно «золото», но потом начал узнавать и понял, что плохо написали все. И между первым и вторым туром у нас царила очень напряженная атмосфера, и именно тогда я очень крепко задумался: насколько мне нужна эта наука в жизни, зачем она мне и куда она меня приведет? И я понял, что надо просто наслаждаться моментом и не забывать, что… все пройдет.
Я словно посмотрел на себя свысока и увидел, что я много ошибался – ленился, недоучивал и так далее. Так в этом же и суть математики! Весь мой путь – это одна задача длиной три года, которую я пытаюсь решить. И она привела меня к утверждению, что ошибки – они всегда будут. И большинство из того, что мы встречаем и через что проходим, это ошибки. И в этом – смысл математики. А дальше – находится решение. Или нет. И остается философия.
- И в итоге у тебя – «золото»…
- Мне повезло. Второй тур был такой же сложный. Я зашел в аудиторию с мыслью о том, что олимпиада – всего лишь 4 часа, а жизнь – как минимум, около 70 лет. Я решил первые две задачи и завоевал «золото».
В этой самой сложной в истории олимпиаде наша команда завоевала одну золотую, две серебряных и две бронзовых медали, а еще один участник команды получил почетную грамоту. Это – очень достойный результат: на олимпиаду приезжают 600 детей из 100 стран мира. Конкуренция более чем велика. И наверное, именно такой жесткий прессинг, ответственность и желание привезти для себя, родителей и, конечно же, портфолио, еще одно «золото» научили Амира так легко и понятно рассуждать о совсем недетских вещах…
- Насколько я понимаю, сейчас ты больше занимаешься самостоятельно. Как к этому относятся учителя твоей школы?
- Они поддерживают и помогают, причем не только с математикой. У меня сейчас такой уровень обучения, что нужно работать самому. Понимаете, учитель доводит до определенной ступени, а потом он уже не учитель, а ментор или тренер. И вы правы, сейчас я большей частью занимаюсь дома: Интернет – это большой ресурс. А с учителями порой обмениваюсь мыслями, спрашиваю совета, но не больше. Ведь если хочется понять математику – нужно работать самому, учитель за тебя этого сделать не сможет.
- То есть ты готов к сложной и тяжелой работе?
- Да.
- А планы на взрослую жизнь уже есть?
- Пока не знаю, точные планы должны сформироваться к 4-5 курсу – тогда я буду точно знать, где и что я буду делать. Пока же есть какие-то наброски. Я хотел бы, конечно, работать в сфере образования, например, открыть хороший математический центр в родном Павлодаре.
Все, чего я добился здесь, важно и дорого мне, поэтому я планирую максимально быть полезным своему городу и Казахстану.
Фото автора и из открытых источников в Интернете.