26-28 ноября в Лос-Анджелесе состоятся просмотры картины «Аманат» казахстанского режиссера Сатыбалды Нарымбетова
* Осторожно: зависть!
* Под знаком хана Кенесары
* И вновь с нуля
* Ему было всего лишь 50…
Историческая драма «Аманат» казахстанского режиссера Сатыбалды НАРЫМБЕТОВА вошла в лонг-лист (около 100 картин) кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» 2016 года.
26-28 ноября в Лос-Анджелесе пройдет несколько просмотров картины, где будут присутствовать члены американской киноакадемии.
Осторожно: зависть!
Картина рассказывает о судьбе Ермухана БЕКМАХАНОВА, первого казаха - доктора исторических наук, основателя кафедры истории Казахстана в Казахском государственном университете, ныне - имени аль-Фараби.
Но главная заслуга этого человека в том, что он первым среди казахских историков попытался объективно рассказать о восстании под предводительством Кенесары КАСЫМОВА. Это стоило Бекмаханову многого: сама монография «Казахстан в 20-40 годы ХIХ века» была «удостоена» четырех дискуссий (одна из них - в Москве), а ее автор лишен всех званий, исключен из КПСС и сослан в Сибирь на 25 лет.
В картине Сатыбалды Нарымбетова есть эпизод, где ходе «научной дискуссии» в Казахской академии наук коллеги «с большевистской прямотой» заклевывают Бекмаханова. Все до зубов вооружены идеями марксизма и ленинизма. Бекмаханов – чужак в этой среде, потому что он внутренне свободный и без шор на глазах. Таким был и его герой – хан Кенесары. Зная, что, возможно, будет предан соратниками, последний казахский хан тем не менее идет до конца, борясь за независимость своего народа.
- Увы! Мы испокон веков терпели поражения из-за отсутствия единства, - говорит Сатыбалды Нарымбетов. - Трагедия Бекмаханова тоже была в том, что он, пытаясь открыть завесу над нашей историей, был трагически одинок. Коллеги и не пытались его поддержать, зато черной зависти было хоть отбавляй. Как же! Его признают именитые московские ученые. Он, самый молодой среди них, первым защитил кандидатскую, а потом, когда ему было всего 31, - докторскую. Врагов со стороны искать не надо, они внутри каждого из нас. Я убедился в этом, когда изучал архивы. Снимая этот эпизод, я ни на йоту не отступали от текста стенограммы, но когда профессиональные актеры исключительно талантливо оповестили об этом весь мир, - это уже другой разговор. Когда я показывал фильм в Алматы в Доме ученых, среди зрителей были и родственники оппонентов Бекмаханова. Они не остались на обсуждение, сразу после фильма молча встали и ушли. И все же я осознанно взял на себя такую ответственность. Каждый мой фильм мне дорог, потому что это частичка моей души. А «Аманат» - и мой тоже аманат - сыновний долг перед нашей историей. В школе на ее изучение отводилось всего полгода. Если верить тоненькой коричневой книжице в мягком переплете, то получалось, что до октября 1917 года казахов как будто бы и не было вовсе.
Расправа над ученым и его монографией имеет свою предысторию. В годы Великой Отечественной войны многие российские историки были эвакуированы в Алма-Ату. Когда было принято решение готовить фундаментальное издание «История Казахской СССР» с древнейших времен до настоящего времени, то есть до 1943 года, то координатором между ними и отделом пропаганды ЦК КП Казахстана стал выпускник исторического факультета Воронежского педагогического института Ермухан Бекмаханов.
Ему же и было поручено писать главу о восстании под предводительством Кенесары Касымова. Позже молодой историк оформил ее как кандидатскую, которую в 1943 году защитил в Москве.
«История Казахстана» была выдвинута на Сталинскую премию, но она не была присуждена. По мнению некоторых ученых, книга получилась «антирусской», так как в ней якобы идеализированы национальные восстания против России.
Такое категорическое замечание было высказано, в частности, по поводу главы, посвященной восстанию под руководством Кенесары Касымова. Редактор этой книги, академик АН СССР Анна Михайловна ПАНКРАТОВА писала позже секретарю ЦК КП Казахстана по агитации и пропаганде Ильясу ОМАРОВУ: «…Среди ряда историков существует переменное стремление ухудшить историю казахского народа вопреки исторической правде… Я совершенно не понимаю, почему грузинские цари или узбекские ханы могут считаться при аналогичных исторических условиях прогрессивными деятелями, а казахи должны чернить ханов Абылая и Кенесары Касымова? Я ни в коем случае не могу стать на антиисторический путь оценки этих виднейших деятелей казахской истории, тем более, что наши критики не подтверждают свои выводы решительно никакими документальными и историческими фактами».
Под знаком хана Кенесары
Но жизнь тем не менее продолжалась. Через три года, в октябре 1946 года, Ермухан Бекмаханов в Институте истории АН СССР защитил докторскую диссертацию по теме «Казахстан в 20-40 годы XIX века», где одна из глав опять была посвящена Кенесары Касымову.
Но утверждения докторской ему пришлось ждать долгих два года, потому что сразу после защиты лавиной пошли анонимки. Его обвиняли в идеализации хана Кенесары (якобы движение, которое он возглавлял, было вовсе не национально-освободительным, а феодально-монархическим), в плагиате (якобы свою докторскую он списал с рукописей российского профессора РЯЗАНОВА).
Ермухан, конечно, и сам боролся, но все же звание доктора наук он получил не без участия Каныша САТПАЕВА. Будучи геологом по образованию, первый президент Академии наук Казахстана хотел, чтобы в республике во всех областях науки появились по-настоящему талантливые ученые.
- Помни, если даже твой путь в науку будет усеян розами, то у этих цветов есть острые шипы, - предупреждал он Ермухана.
Рукопись этой докторской диссертации в 1947 году выходит в виде отдельной монографии «Казахстан 20-40-х годов ХIХ века». Он так торопился издать эту книгу, что дневал и ночевал в типографии. И когда она, наконец, вышла, то первыми гостями в доме Бекмаханова были типографские рабочие. Поскольку это была первая книга по истории Казахстана ХIХ века, то отзывы вначале были положительные. Но затем недруги вновь ополчились против него. Обвинения были те же самые: национализм, идеализация феодального строя.
Недоброжелатели начали «бить» теперь уже по монографии. Их нападки вылились в ряд дискуссий, одна из которых проходила в Москве. Ермухан знал, что врагом его делают искусственно: восстание Кенесары длилось 10 лет, закрыть на это глаза и заявить, что история Казахстана началась сразу после Великой Октябрьской революции, было просто невозможно. И на заключительной дискуссии Ермухан смог дать такой аргументированный отпор своим недругам, что вскоре его назначили заместителем директора Института истории Академии наук Казахстана.
И все же он не смог избежать гонений со стороны властей. В начале 50-х после публикации в «Правде» статьи «За марксистское освещение вопросов истории» его исключили из партии. Когда у него забирали партбилет, он сказал членам бюро ЦК: «Националистом вы меня не сделаете. Я получил образование в российском вузе, азы исторической науки прошел у русских историков, вместе с ними писал историю казахского народа. Мой самый близкий друг латыш Ян ЗУТИС, а еще я дружу с киргизами, узбеками, уйгурами... Какой же я после этого националист? Это вы научную проблему сделали политикой».
И вновь с нуля
Весной 1951 года его отправили простым учителем истории в Нарынкол. Там он проработал всего одну четверть. Потом власти посчитали, что его опасно держать рядом с китайской границей и сослали в село Ново-Троицк Жамбылской области. Здесь он пробыл полтора года, а 5 сентября 1952 года его взяли прямо с урока. В начале декабря был суд, ему дали 25 лет и сослали в Бодайбо Иркутской области.
В лагерях Ермухан находился полтора года. Когда наступила хрущевская оттепель, его отпустили одним из первых. Вызвали в Москву, извинились, полностью реабилитировали и даже предложили поправить здоровье в санатории, но он спешил домой…
В Алма-Ате ему все пришлось начинать с нуля. Всех ученых званий – не только доктора наук, но и кандидата – он был лишен, поэтому пошел работать рядовым преподавателем в КазГУ. А в 1957 году, когда вышла его книга «Присоединение Казахстана к России» и ее посчитали за докторскую и ему вернули звание профессора, он засел за учебники по истории Казахстана для казахских, русских и уйгурских школ.
То, что он все время издавался, все время над чем-то работал, не давало завистникам покоя. Одна из них, неглупая, кстати, женщина, так много сил потратила на борьбу с ним, что в итоге у нее не хватило сил защитить собственную докторскую.
Ему было всего лишь 50…
Бекмаханов собирался жить долго, впереди у него были грандиозные планы. Хотел выпустить учебник по истории Казахстана для вузов, исследовать историю Алаш-Орды, написать монографию о Чокане ВАЛИХАНОВЕ и об его окружении.
Он считал, что эта яркая личность не могла бы стать тем, кем она стала для своего народа, если бы не имела возможность контактировать в своем кругу с людьми, которые обладали большой любознательностью, определенной эрудицией и специальными знаниями, но эти казахские интеллектуалы, создававшие Чокану питательную среду, в исторической литературе либо вовсе не упоминаются, либо упоминаются вскользь.
Планам, однако, не суждено было сбыться. Легкие у него всегда были слабыми — еще в молодости обнаружили закрытую форму туберкулеза. Сказывались и нищее детство, и голодные студенческие годы, и лагерь. В письмах к жене писал: «Преодолевая недуг, сижу в библиотеке». Но умер он не от туберкулеза, а от рака легких. Было ему всего 50 лет…
Обо всем об этом рассказывает в своем фильме режиссер Сатыбалды Нарымбетов. В главных ролях – Берик АЙТЖАНОВ (главный герой) и Карлыгаш МУХАМЕДЖАНОВА (его жена). Кстати, исполнителей главных ролей утверждала вдова Ермухана Бекмаханова – Халима БЕКМУХАМЕДОВА.
Отметим, что Казахстан ежегодно выставляет одну свою картину на соискание премии американской киноакадемии «Оскар». В прошлом году это был «Жат» Ермека ТУРСУНОВА. Попав в лонг-лист, наша лента не прошла в шорт-лист (9 картин) номинации «Лучший фильм на иностранном языке».