В АО «Kazakh Tourism» рассказали о грандиозных планах по развитию казахстанского туристического продукта
Вопросы формирования и продвижения казахстанского туристского продукта сегодня одни из самых актуальных. Правительство рассчитывает повысить вклад туризма в ВВП страны к 2020 году до 15%.
Несмотря на это конференция, посвященная развитию отрасли, состоявшаяся в четверг, 7 декабря, в Астане, не собрала аншлаг.
И даже министр культуры и спорта Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ, заявленный в качестве спикера, прислал вместо себя заместителя – Ерлана КОЖАГАПАНОВА (на снимке).
А потому неудивительно, что его спич был откровенно вялым.
Ерлан Кожагапанов, например, щедро сдобрил речь канцеляризмами о необходимости скоординированной работы по развитию качественного туристского предложения, системных мерах и концентрации материальных и финансовых ресурсов.
Хотя надо отдать должное вице-министру, он сумел сформулировать основную идею, которой придерживаются в культурно-спортивном ведомстве.
- Эко- и этнотуризм должны стать основой турпродукта Казахстана с его уникальной природой и самобытной культурой. Основой развития данного продукта является развитие ремесленничества и производство сувенирной продукции, создание гостевых домов и баз отдыха в сельской местности и природных зонах. Также необходимо на ежегодной основе проводить значимые фестивали, развлекательные мероприятия, приключенческие туры и другие ивенты с этническим компонентом, - сообщил Ерлан Кожагапанов.
Председатель правления не так давно созданного АО «Kazakh Tourism» Рашид КУЗЕМБАЕВ в первую очередь озабочен тем, чтобы сохранить темпы, которые задала международная выставка «ЭКСПО-2017», общий охват которой составил порядка 1,6 млрд человек.
При этом он напомнил о том, что на продвижение ЭКСПО государство потратило 6 млрд тенге.
При этом Рашид Кузембаев обмолвился, что по мнению международных экспертов, основной причиной, по которой туристы не едут в Казахстан, является то, что они мало знают о нашей стране вообще, а также не имеют представления о том, чем здесь можно себя занять.
Не преминул глава Kazakh Tourism подсчитать и бюджеты других государств на развитие туризма.
- Если говорить о бюджете, то можно говорить, что это такое объединяющее начало. Очень значительные бюджеты на продвижение – от 14 до 175 миллионов выделяется государствами на продвижение этих стран, как туристских дестинаций (территорий со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для туристов - Ред.). На этом фоне туризм Казахстана характеризуется следующими показателями: в 2016 году за границу выехало 9,7 миллиона человек, количество внутренних посетителей составило 4,6 миллиона человек, количество въехавших в Казахстан составило 2,5 миллиона. Согласно индексу конкурентоспособности, мы занимаем 81 место среди 136 стран, - сообщил он.
Как подчеркнул Рашид Кузембаев, сальдо между выездным и въездным туризмом в Казахстане в 2016 году составило порядка минус $110 млн.
Одной из мер, с помощью которой АО «Kazakh Tourism» планирует улучшить ситуацию, должен стать туристский портал.
- Предлагаемый портал e-туризм, а также мобильное приложение с геймификацией ([от англ. gamification], геймизация) — применение для прикладного программного обеспечения и веб-сайтов подходов, характерных для компьютерных игр - Ред.) будут способствовать привлечению туристов в Казахстан для посещения достопримечательностей, в том числе сакральных мест, - считает Рашид Кузембаев.
С помощью е-портала в Kazakh Tourism, как он рассказал в кулуарах конференции, планируют вести рейтинги отелей и ресторанов, а также оценивать активность туристов.
- Тот турист, который больше всех путешествовал по Казахстану, посетил больше всего достопримечательностей, ходил в рестораны, покупал и так далее, мы его в конце года можем поощрить. Допустим, посетил двадцать дестинаций, получил титул «сарбаз», посетил 50 - можешь стать «султаном». Допустим, мы объявим, что 10 лучших туристов, кто больше всех посетил сакральных мест, в конце года в канун Дня Независимости, к примеру, будут награждены в Акорде главой государства. Я условно говорю. Представьте, какой будет всплеск и какой будет интерес, - заявил Рашид Кузембаев.
Кроме того, в АО «Kazakh Tourism» придумали, как увеличить посещаемость сакральных мест Казахстана даже если будет отсутствовать инфраструктура.
- Мы хотим, чтобы тот, кто первым доедет, получал, условно говоря, «коины». Это может быть, к примеру, «алтын». Доехал до этой дестинации – получил определенное количество «коинов», на которые в дальнейшем можно купить определенные услуги у наших партнеров, - поделился идеей Рашид Кузембаев.
В то же время он затруднился сказать, когда компания сможет приступить к разработке ресурса, поскольку средства в бюджете на нее не заложены. Да и вообще, по словам Кузембаева, денег на продвижение казахстанского туристского продукта выделяется пока слишком мало.
Напомним, на формирование национального туристического продукта и продвижение его на международном и внутреннем рынках в 2018 году заложено 1,1 млрд тенге.
635 млн тенге из этой суммы выделено на деятельность самой нацкомпании Kazakh Tourism.