Пока Бауыржан Байбек рассказывает о том, что нам помогут швейцарцы, тонны снега сваливают в Большой алматинский канал
На снимке: в русле БАКа и на его берегах на пересечении проспекта Рыскулова и улицы Айша-Биби свалены горы снега и грязи с дорог (а может быть, и не только с дорог).
На недавней отчетной встрече с населением аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК рассказал о том, что алматинский акимат ведет переговоры с компанией из Швейцарии, дабы модернизировать городскую систему уборки снега.
Аким пообещал, что, возможно, скоро на улицах Алматы появятся специальные датчики и специальные машины – плавить снег во время больших снегопадов.
А пока... тонны этого самого снега рабочие сваливают в «жерло» Большого алматинского канала, а парковки на «Медео» и вовсе не чистят.
1800 кубометров снега за уикенд: на «Медеу» забили
Эта история началась с банальной поездки алматинцев на высокогорный каток-рекордсмен «Медеу». Казалось бы, что могло пойти не так? Ответ прост: снег!
Сильный снег шел с раннего утра 18-го февраля, и часам к десяти в горах его навалило уже по щиколотку. А в полдень готовились дать старт соревнованиям по спидвею на льду, куда устремилось множество зрителей.
И тут проблема себя явила: пока акимат радостно отчитывался о том, что «за минувшие выходные в Алматы убрали 1800 кубометров снега», что «по состоянию на 12:00 часов дня в городе выпало до 10 см снега», и что «посыпано 500 тонн противогололедных материалов», про снег на «Медеу» успешно забыли...
Мы уперлись в заградотряд из автомобилей дорожной полиции и их сотрудников на бывшем экопосту, километрах в семи от катка. Полицейские не слишком вежливо разворачивали автомобили назад под предлогом «нет свободных мест на парковке». С боем прорвавшись (удостоверение СМИ все-таки еще работает), мы проехали метров 500 и уперлись в пробку, в которой простояли около часа.
В итоге, прибыв на каток, обнаружили, что парковки наполовину пусты! И… завалены снегом. Прямо на наших глазах рабочие начали расчищать кусочек парковки - на пару машин, затем еще и еще. Времени, видимо, с утра на это не хватило – кто знал, что на соревнования зрители поедут, а на «Шымбулак» - любители активного отдыха. Это же как снег в ноябре – неожиданность!
Плавить или нет - вот в чем вопрос
Спидвей мы все-таки посмотрели, и за терпение у нас – твердая пятерка. Но многие люди, купившие билеты на гонки (по 2000 тенге, между прочим), так и не смогли попасть на мероприятие. А спортсмены потом жаловались на полупустые трибуны - и все из-за того, что на парковках вовремя не смогли расчистить снег.
Обидно!
В качестве примера «прорвавшиеся» зрители приводили Универсиаду – к ней же город «вылизали».
Как было сказано в официальных сводках: «В ночь на 4 февраля из Алматы было вывезено 4 тысячи 490 кубометров снега».
Вопрос – куда? Отвечаю: в Большой алматинский канал, что на улице Рыскулова. Русло канала завалили грязным снегом с горкой, видимо, не подумав, что будет, когда он начнет таять.
- Основная проблема – снег мы убираем, но у нас территория большая, нужно вывозить снег, очень много времени уходит, - сказал Бауржан Байбек на том же отчетном собрании с горожанами.
А если в БАК – то и близко, и быстро. Правда, незаконно. Как объясняют в акимате, «вывоз снега с улиц и проездов должен осуществляться на специально подготовленные площадки — снегосвалки.
Места под снегосвалки определяются аппаратами акимов районов города по согласованию с природоохранными организациями». Вряд ли БАК — такое место. Потому что, напомним, вода из Большого алматинского канала идет в крестьянские хозяйства Алматинской области.
И этой грязной водой из городского снега с «добавками» из пескохлоридной смеси, которой посыпают наши улицы, потом поливают сады и огороды, поят скот и т.д.
Мы эти фрукты, овощи и мясо едим. Но, похоже, акима Байбека сейчас остро интересует другой вопрос - о снегоплавильных машинах. В них он видит основную силу борьбы со стихией.
- Мы сейчас обсуждаем, насколько нам нужны снегоплавильные машины. Мы считаем: закупим, миллиарды потратим, окупится ли? Или легче ручным трудом делать? – задумался аким Алматы.
На те же грабли…
Сейчас в южной столице - 950 километров тротуаров и 18 миллионов квадратных метров проезжей части. В уборке снега в минувшие выходные было задействовано 415 единиц спецтехники и 1005 дорожных рабочих.
«Сколько рабочих мест!» - отметил Байбек.
Однако можно ли считать, что система работает, если во время уборки улиц собираются многокилометровые пробки? (Кстати, пробку к «Медеу» «добили» снегоуборочные машины, ради которых вновь закрыли движение по улице Горной, заставив людей опоздать на мероприятие еще больше).
Хотя акимат не против.
- На Западе даже метро во время снегопада закрывают, - радостно сообщил нам аким. - В Европе им легче: один-два дня столкнуться с проблемой, но сэкономить деньги. Поэтому в ближайшем будущем мы перестанем ждать, пока снег растает сам. Нас ждет глобальный переход на автоматизацию и централизованное управление всей снегоуборочной техникой и уменьшение количества дорожных рабочих…
То есть все поняли: пара дней коллапса – это нормально. Невозможность за свои же деньги добраться до «Медеу» - нормально. И даже заваленная снегом парковка, где народ едва бамперы не поотрывал - тоже нормально.
P.S. Бауыржан Кыдыргалиевич, а можно вопрос не по теме: когда на «Медеу» появятся нормальные тротуары и выходы из парковочной зоны? Из года в год – одни и те же проблемы – карабкаемся, как пингвины по обледенелым и покрытым снегом камням… Нам надоело. А вам?
Фото автора.