Очереди за углём в Караганде возникли из-за того, что покупатели хотят хороший сортовой уголь
Во вторник, 10 октября, заместитель акима Карагандинской области Алмас АЙДАРОВ и основные продавцы угля в регионе провели экстренный брифинг, чтобы попытаться объяснить, почему возникли километровые очереди за углём на отгрузочных станциях.
Шевелиться пришлось и потому, что заседании правительства эту проблему поднял премьер-министр страны Бакытжан САГИНТАЕВ.
Похоже, повторить судьбу вице-министра энергетики Асет МАГАУОВА, уволенного прямо на заседании, в области никто не хотел.
Потребности превысили все ожидания
Первым делом Алмас Айдаров (на снимке) поспешил заверить, что проблем с добычей угля нет.
Его добывается в регионе даже больше, чем в прошлом году.
Зато возникли проблемы с отгрузкой населению.
- В этом отопительном сезоне значительно увеличился спрос – в 2-3 раза. Возможно, это связано с ранними холодами. Но продавцы имеют ограниченные возможности по отгрузке. На Шубаркуле обычно отгружалось 50 машин, а сейчас они вынуждены работать в две смены и отгружать 150-170 машин в день. Плюс ежедневно от них уходит 25 вагонов угля. Заверяю вас, что в течение недели ситуация выровняется, - сказал заместитель акима.
Первый вице-президент АО «Шубарколь комир» Андрей САФОНОВ (на снимке) тоже отметил, что в этом году на внутреннем рынке зафиксирован рост спроса на уголь:
- Потребности в угле превысили все ожидания. В прошлом году мы отгрузили 8,8 миллионов тонну угля, а в этом планируем уже 11 миллионов тонн. При этом экспорт не увеличился. Мы строго по графику выполняем все обязательства по отгрузке угля всем внутренним потребителям, обеспечивающим прохождение отопительного сезона.
Коммерческий директор ТОО «Жалында Отан» Александр ПАПКОВ и вовсе сообщил о том, что на их базе спрос на уголь вырос в три раза.
При этом клиенты всё чаще просят сортовой уголь.
Жить стали богаче
- Мы можем только догадываться, почему так резко вырос спрос на уголь. Возможно, люди хотят себя подстраховать, учитывая опыт предыдущей зимы, - пытался найти логическое объяснение Андрей Сафонов.
Большинство покупателей предпочитают брать сортовой уголь фракции 300. По словам г-на Папкова, на их базе столкнулись с такой проблемой: клиенты не хотят брать уголь, который завезли летом, и он улежался - перестал быть сортовым. Те, кто берет летний уголь, в очереди не стоят.
- Покупатели готовы ждать несколько дней, лишь бы им отгрузили с вагонов фракцию 300. Поэтому и образуются очереди, - добавил г-н Папков (на снимке).
По мнению всех спикеров, спрос на сортовой уголь мог возникнуть по двум причинам: население стало пользоваться печами длительного горения и продавцам выгоднее продавать сортовой уголь, так как его легче переработать в другую фракцию.
- Наш народ стал жить богаче. В свои дома устанавливают импортные печи длительного горения. Для них требуется фракционный уголь. Поэтому и идёт повышенный спрос на определённые фракции, - сказал директор ТОО «Рапид» Андрей БЕЛОВ (на снимке).
По его словам, их шахта готова отгружать уголь фракции 20-50, на складах есть резервы до 10 тысяч тонн.
- Безусловно, отборный уголь можно продать дороже населению, - добавил г-н Сафонов. – Но тут больше вопрос просвещённости потребителей. Уголь мелких фракций точно такой же по качеству.
Одним словом, потребители хотят уголь крупных фракций и категорически не согласен на угольную пыль.
Потому готовы платить за внешний вид дороже.
Пытались спикеры найти корень проблемы и в том, что потребители почему-то покупают уголь только перед самым началом отопительного сезона, хотя могли бы делать это летом по более приемлемой цене и без ажиотажа.
Себестоимость угля не назвали
По словам заместителя акима области, в очередях за углём замечено большое количество машин из Астаны, Кокшетау и даже Кызылорды. Их больше половины.
Зачем за углём потребители едут в Караганду, а не покупают у себя в регионах, г-н Айдаров не знает. Но именно среди приезжих наблюдается повышенный спрос на сортовой уголь.
- Такой ажиотаж непонятен. Нет такого, чтобы уголь где-то закончился, - добавил замакима.
При этом г-н Папков отметил, что есть определённые проблемы с доставкой угля железной дорогой. Но этот вопрос они пытаются решить за счёт собственного вагонного парка.
Другой вопрос – цена угля.
На сегодняшний день в Карагандинской области цена на уголь для населения составляет 11 000 тенге за тонну.
По такой цене его отгружают со складов.
- Мы подали запрос в антимонопольное ведомство. Но на данный момент доказанных сговоров по углю нет. Есть предпосылки к сезонному удорожанию угля. Но как только население сделает запасы, цены на него пойдут вниз, - поспешил заверить Алмас Айдаров.
При этом никто из сидящих в зале поставщиков угля не назвал его реальную себестоимость. Начали наперебой рассказывать о затратах на добычу, доставку до потребителя, продажу угля через биржу и трейдеров…
А может, население, видя, как растут цены на ГСМ и скачет курс тенге, просто боится, что аналогичная ситуация возникнет и с углём?
Без машины прожить можно, а вот без угля холодной зимой – нет.
Фото автора.