Джазовая певица Ирэна Аравина - о фестивальной жизни, авторских правах и времени, которое не ждет
Насколько джазовый Алматы отличается от джазовой Алма-Аты? Кому нужна музыка южного США в Казахстане? И, наконец, кто они, отечественные мэтры смелых импровизаций? Об этом рассуждает известная алматинская джазовая певица Ирэна АРАВИНА.
Ирэна сегодня отчасти продолжает дело своего легендарного отца – Юрия Петровича АРАВИНА, музыковеда, заслуженного деятеля РК. Дело это образовательное, просветительское. На выступлениях со своим джаз-бэндом Ирэна успешно «синтезирует» практику вокала с увлекательной теорией – лекциями об истории джаза, жизни замечательных джазменов.
Уже два года подряд Аравина проводит международный фестиваль аутентичной музыки Silk Music Fest. Главное его отличие от других такого рода событий заключается в том, что выступления приглашенных коллективов и музыкантов организовываются каждый (!) месяц. Материальная помощь от спонсоров приходит крайне редко, но событию помогают жить заинтересованные в джазе алматинские слушатели.
– Джазовая жизнь в Алматы набирает обороты, - рассказывает Ирэна Аравина. – Она процветает сегодня и в Астане… благодаря Экспо-2017, конечно. Так, благодаря этому широкомасштабному страновому проекту в августе в столицу приедут потрясающие коллективы Маркуса МИЛЛЕРА, Билла ЭВАНСА. Сегодня фестивали, другие события в нашей стране, к счастью, не конкурируют друг с другом. Каждый из них просто осуществляет свои задачи – понравиться людям, объединить их, привнести что-то прекрасное, особенное. Благодаря им взращивается новая аудитория, воспитываются следующие поколения подготовленных и благодарных слушателей. Просто хочется, чтобы джазовых фестивалей становилось больше, чтобы они появлялись и в других городах страны...
«Алматинский джаз отвечает самым предвзятым запросам»
– Ирэна, что касается Алматы, «организацией» джаза здесь, если можно так выразиться, занимаетесь именно вы…
– Да нет, к счастью, не только я. Сегодня с джазом «работают» городские кафе, филармонические сцены, приглашениями джазовых исполнителей, музыкантов занимается прекрасный джазовый пианист-виртуоз Витя ХОМЕНКОВ. Волны джаза, зародившиеся еще в советской Алма-Ате, периодически настигают берег современного Алматы, «затихая» и снова нуждаясь в «ветре».
– А что сейчас? Волна нарастает?
– Я бы сказала, что сегодня наблюдается очередная волна роста молодых джазовых музыкантов. Сильная молодежь сейчас у нас есть. Недавно с успехом прошел концерт алматинской джазовой пианистки Анастасии ПЕТРОВОЙ, обладательницы гранта бостоновского колледжа Беркли.
На ее концерте выступал саксофонист Олег ТКАЧЕНКО – тоже представитель новой плеяды молодых джазменов южной столицы. Кстати, Олега не так давно хвалил сам Рэнди БРЕКЕР, известный американский музыкант, обладатель пяти премий «Грэмми», выступавший на шестом по счету фестивале классической музыки «Астана кештерi». Он пообещал оказать всяческую поддержку Олегу, если тот озадачится поиском работы в музыкальном Нью-Йорке. Ему приглянулся и наш джаз-бэнд, где Виктор Хоменков, Константин ЛОГВИНОВ исполнили его произведения в авторской обработке. Приятно осознавать, что мы находимся на достойном уровне, отвечая самым предвзятым запросам мировых джазовых знаменитостей.
«Музыка, не загнанная в рамки»
– Ирэна, с чем связан всплеск интереса к джазовой музыке в Алматы?
– Несколько факторов, и кризис тоже повлиял. Люди стали очень нуждаться в духовной пище - на одних стрессах далеко не уедешь. В Алматы уже давно сформировался джазовый слушатель, который старательно ищет площадки, свои любимые коллективы, ходит на концерты. У нас же, музыкантов, в свою очередь, есть продукт, который мы можем ему предложить. Молодые отечественные джазовые исполнители сегодня уже давно отошли от джазовых стандартов, не котирующихся на родине джаза – в Америке. Они создают что-то новое, свое.
– Я где-то слышала замечательную фразу: «Джаз – это музыка, которая никогда не позволит чувствовать себя одиноким и бедным»…
– Можно еще добавить к этому «и пробудит творческий потенциал». Это очень важно для человека. Джаз – музыка импровизации, музыка свободного мышления, не загнанная в рамки.
«Если музыкант не активен – он сидит без работы»
– Кто сегодня, помимо джазовой школы Тагира Зарипова в Алматы, ответственен за выпуск молодых джазовых музыкантов в стране?
– Жубановская и Байсеитовская школы уже который год воспитывают немалое количество талантливых музыкантов.
– Но ведь эти школы выпускают музыкантов-классиков…
– Да, но среди них всегда есть и те, кто со временем переходит в сферу джазовой музыки. Их выпускники поступают в Жургеновку, эстрадно-цирковой колледж имени Елебекова.
Случается, что наши молодые музыканты с успехом поступают и в американские, европейские университеты. И некоторые уже не возвращаются на родину. К сожалению.
– Но ведь ни для кого не секрет, что в Казахстане музыкантам в сфере классики и джаза, мягко говоря, «тесно» творить.
– Увы. Но вы знаете, сейчас быть просто хорошим музыкантом недостаточно. Это касается не только нашей страны. Везде нужно быть и продюсером, и импресарио, и арт-менеджером. Необходимо находиться в постоянном поиске работы. Если человек не активен в отношении своей концертной деятельности, он сидит без работы. Нашим музыкантам тоже приходится менять свое мировоззрение, свой взгляд на ситуацию.
Другой вопрос - наши авторские права не защищены. У нас в Казахстане отсутствует своя платформа, где бы мы могли представлять и предлагать на продажу продукт своего творчества. К счастью, какие-то шаги в этом направлении уже начали вестись.
Студия «Dar», агентство авторских прав, которое возглавляет Темирлан ТУЛЕГЕНОВ, дают надежду музыкантам, артистам, композиторам на то, что никем не контролируемая и незащищенная сфера встанет на грамотные (правовые и экономические - Ред.) «рельсы».
– В нашей консерватории нет класса джаза. Хотя, на мой взгляд, на базе классического музыкального образования взращивать мастеров джаза было бы логичнее и эффективнее…
– В мировой практике во многих консерваториях имеются кафедры джаза. Этим могут похвастаться Париж, Лондон. А вот в Венской консерватории таковые отсутствуют. Не каждый творческий вуз берет на себя многопрофильную функцию. Все зависит от политики ректората.
«Импровизации можно научиться»
– Ирэна, большинство музыкантов, получивших академическое музыкальное образование, не владеет импровизационной техникой. Да, они блестяще «читают с листа», но от созданных композиторами нот им трудно отойти…
– Если человек действительно увлекается импровизацией, он обязательно будет находиться в постоянном поиске. Возьмет дополнительные уроки у мастеров джазовой музыки. Яркими примерами преподавания импровизации у нас в Алматы являются Владимир ОСИПОВ, Владимир ДЕМЧЕНКО. В том же самом Интернете можно найти большое количество полезных теоретических и практических знаний, видео-уроки. Было бы желание!
– Есть ли сегодня в Казахстане композиторы, которые пишут джазовую музыку?
– Конечно! И таких, к счастью, довольно много. Среди них есть и молодые. Продолжают писать джазовую музыку известные многим Виктор Хоменков, Гоча СИРАДЗЕ, Владимир Осипов, Сатжан ШАМЕНОВ.
Ирэна Аравина и Гоча Сирадзе.
Свои сочинения на суд взыскательной аудитории представляют талантливый гитарист Александр ФИШЕР, молодая певица Назия АЛЬЖАНОВА, ставшая не так давно обладательницей первой премии Международного конкурса BIG SKY 2017 в Москве.
Молодой саксофонист Олег Ткаченко сам музыку не пишет, но благодаря его талантливой игре все ведущие композиторы считают за честь с ним сотрудничать и приглашают в различные авторские программы.
– На прошедшем концерте Анастасии Петровой, о которой мы сегодня уже говорили, он сорвал шквал аплодисментов!
– Он действительно очень яркий музыкант. Правда, в скором времени уезжает поступать в московскую Гнесинку на джазовое отделение. Он также обдумывает варианты европейского обучения для повышения своего профессионального уровня. Очень надеемся, что Олег вернется в Казахстан. Но что бы то ни было, он всегда будет нашей отечественной джазовой гордостью. Его становление было здесь, в Алматы.
«Время уходит, а творить нужно здесь и сейчас»
– Если говорить о международном фестивале аутентичной музыки Silk Music Fest, который вы проводите уже два года - как нашли смелость, силы и средства для его организации?
– Это было спонтанно. Все произошло благодаря нашей дружбе с российскими, чешскими, американскими музыкантами. Нам очень захотелось создавать совместные концерты, выступления, которые были бы интересны огромному числу алматинской публики. К счастью, несмотря на наши пессимистичные прогнозы, помощь пришла от самих музыкантов. Они согласились выступать за посильные для нас, организаторов, гонорары.
Весь бюджет формируется за счет продажи билетов. Основной задачей проведения фестиваля, помимо великолепных концертов и радости от прослушивания выступлений мастеров джаза, стало творческое сотрудничество наших музыкантов с приглашенными.
В рамках каждого фестиваля проходят наши совместные выступления. Это, конечно, можно назвать джем-сейшеном, но все получается еще круче. Дело в том, что мы заранее высылаем ноты друг другу и готовим полноценную программу. Это очень интересный формат. Такого раньше не было. Все это не убивает во мне надежду на то, что фестиваль продолжит свое существование. Очень надеюсь, что он будет продолжаться. Круг ширится, и это, дай бог, необратимый процесс.
– Неужели спонсоры не находятся?
– Иногда они появляются, но главной и основной нашей поддержкой является наш зритель.
– А алматинские городские власти?
– Иногда акимат выступает с инициативой проведения концертов - чаще всего об этом вспоминают в рамках Дня города. И то не всегда, не каждый год.
В общем же поддержки мы не ощущаем. Сегодня у них другие задачи и явных инициатив, касающихся помощи развитию джазовой культуры, мы, музыканты, не видим, но и ждать ее просто не в состоянии. Время уходит, а творить нужно здесь и сейчас.
Фото автора и из архива Ирэны Аравиной.