Музыковед Юрий Аравин: В том, что молодежь предпочитает классике попсу, виновата не молодежь, а государство
Он – представитель еще одной профессии, которая вдруг оказалась не нужна современному Казахстану. Музыковед. Почти «мамонт». В творческих вузах сегодня больше уделяют внимание модному «арт-менеджменту», а в филармониях просто нет штатных искусствоведов. Как с этим жить, рассуждает заслуженный деятель искусств РК, музыковед Юрий АРАВИН.
Бии и баи были меценатами и считали за честь спонсировать хороших певцов
- Сегодня концерты классической музыки нередко проходят без ведущего...
– Более того, музыканты выходят на сцену без объявления произведения, которое они исполняют. Полный абсурд. Об этом не думает ни филармония, ни министерство культуры и… отдыха (улыбается с досадой). Ведь об отдыхе оно думает, а культуре - как-то не очень. О том, что творческий процесс существует исключительно в триаде: композитор, исполнитель и слушатель. Слушатель образованный или хотя бы подготовленный. Для того, чтобы его подготовить, и нужен искусствовед, проводник, который сможет сделать так, чтобы искусство стало ближе и понятней...
Мне совсем не хочется брюзжать и произносить стариковскую фразу «а вот раньше...», но в советские годы была планомерная культурная политика, шла просветительская работа. Помимо нас, опытных музыковедов, трудились и молодые. Мы отрабатывали минимум 25-30 концертов (!) в месяц. Лекции проходили не только в филармонии, но и в школах, институтах, санаториях, на заводах и фабриках. В существующем тогда музыкальном обществе мы проводили каждый год двухнедельные музыкальные семинары по западной, русской музыке, музыке народов СССР. С конца 80-х-начала 90-х рухнуло все…
– Может быть, ваша профессия просто устарела? Новое время, новые ценности...
– Для того чтобы люди разбирались в музыке, имели определенные музыкальные предпочтения, нужно слово. Музыковедческое слово. И такое слово испокон веку существовало в казахской степи. Кюйши, например, не будет петь песню только потому, что ему просто так захотелось. Вначале он обязательно расскажет людям, его аудитории, о себе, о своем учителе, о своих предках. Таким образом он подготовит слушателей к восприятию произведения, а в конце обязательно произнесет сакраментальную фразу: «А теперь послушайте, как об этом расскажет моя домбра».
Это особенно показательно в области инструментальной музыки. Казахская инструментальная – домбровая, кобызовая, сыбызговая – очень сложная, у нее лишь кажущаяся простота. Воспитание правильной ориентации в искусстве всегда было в этнической культуре. Был профессионализм устной традиции. Везде кюйши был желанный гость, ему готовили и стол, и дом, и коня. И, кстати, каждый меценат, бай, бий, считал за честь спонсировать хорошего певца.
– Выходит, что раньше люди с достатком осознавали, что в музыку и в талантливых музыкантов нужно вкладывать деньги? Современных бизнесменов не особо радует перспектива долгосрочных инвестиций - я о классических музыкальных проектах…
– Меценатство не бизнес. Ни один меценат не преследовал материальных целей, помогая талантам. Он помогал, исходя из своих духовных потребностей. Кстати, сейчас такие меценаты тоже есть, к счастью. Чем больше состоятельных людей, тем больше среди них появляется меценатов. Людям в какой-то момент становится просто неинтересно заниматься исключительно бизнесом и наращивать свои капиталы. К счастью, в человеке заложена тяга к искусству, к культуре, к прекрасному.
Дайте мне аудиторию, и я переверну ее сознание
– Пустые залы на концертах классической музыки – это сегодня уже правило, а не исключение. Молодежь всегда предпочтет классике попсу...
– Здесь стоит винить не молодежь, а государство, которое не проводит образовательную, воспитательную политику. У нас отсутствует когорта просветителей.
– Но вы же и есть один из таких просветителей. Могли бы вы сегодня взять на себя ответственность за, скажем так, культурное воспитание подрастающего поколения?
– Если бы у меня была постоянная аудитория, наверное, можно было бы это как-то определить или взвесить. А так... Мне часто задают вопрос: «Юрий Петрович, какой у вас девиз?». Я отвечаю: дайте мне аудиторию, и я переверну ее сознание.
– И как вам предоставить эту аудиторию?
– У меня нередко бывало, что я приходил к людям, заведомо негативно относившимся к тому репертуару, который должен был исполняться музыкантами, в том числе и к этнической казахской музыке. Потому что для того чтобы понимать эту музыку, нужно хорошее образование, культура. Неслучайно такие великие умы, как Ромен РОЛЛАН, Сергей РАХМАНИНОВ, Александр ЗАТАЕВИЧ отмечали глубину казахской музыки и находили в кюях симфонизм, а значит - драму!
Но, возвращаясь к опыту работы с аудиторией, могу сказать, что мне требуется час-полтора, чтобы люди «проснулись», «зажглись» и попросили меня еще рассказать немного о кобызе, послушать еще больше произведений. Что касается самих исполнителей, то и они, выходя на сцену, должны быть скромны, доброжелательны к аудитории, умели общаться с ней так, как это делали большие мастера. Так это умел делать Нургиса ТЛЕНДИЕВ.
МузыкоВЕД превращается в музыкоЕДА
– Неизбежныйвопрос: как заставить людей прийти на концерты классической музыки?
– Не заставлять. Музыка, прежде всего, должна сама выходить в народ. Необходимо организовывать концерты на открытом воздухе. Необходимо подбирать доступный и демократичный репертуар, начинать с произведений МОЦАРТА, ШТРАУСА. Нужно проводить большую рекламную работу для привлечения людей в концертные залы.
– Ну, для рекламной работы у нас сегодня есть такая специальность, как арт-менеджер…
– Да, но дело в том, что большинство из арт-менеджеров предпочитает коммерцию. Они работают не с классикой, а с попсой. Из алматинской консерватории сейчас не выходят музыковеды, способные выйти к аудитории и нести просветительскую миссию. Музыковед превращается в музыкоеда. И все, что он может, – это написать хорошую аналитическую статью о том или ином произведении, понятную лишь узкому числу профессионалов.
– С чем это связано? Их теперь не так учат?
– Не так учат и музыкантов, и музыковедов. Дело в том, что музыкант – это артист. Он должен владеть хотя бы азами актерского мастерства, искусством общения с аудиторией. Музыканты у нас, к сожалению, как заведенные машинки. Это проблема учебных программ, проблема методики подготовки. У музыковедов отсутствуют такие предметы, как ораторское искусство и лекторское мастерство. Нашему министерству…как бы его поприличнее назвать? - «выше среднего образования»- следует задуматься над этим. А в министерстве культуры должны работать люди компетентные в вопросах культуры. У нас же искусство рассматривается как одна из сфер коммерческой деятельности.
– При этом ведь оно, искусство, больших дивидендов не приносит…
– Классическое искусство всегда было на дотации государства или же частного спонсорства. Во все времена и во всех странах.
Алматы был, есть и будет культурной столицей
– Последний вопрос - традиционный для алматинцев, работающих в сфере искусства. В последнее время часто приходится слышать, что Алматы теряет статус культурной столицы. Вы разделяете это мнение?
– Нет, я так не думаю. Другое дело, что Астана выступила в роли хорошего конкурента для Алматы. К примеру, «Астана Опера» привлекла хорошие силы, но именно из Алматы.
Алматы был, есть и будет культурной столицей, потому что здесь есть корни. В Астане этих корней нет.
Фото автора.