Количество часов полёта снизилось, а цена за эту услугу выросла
Как только в регионе стал доступен Интернет, госучреждения проявили небывалую активность в деле размещения заявок на сайте государственных закупок. Не остались в стороне и представители акимата Восточного Казахстана. Несмотря на то, что буквально два месяца назад чиновники объявляли конкурс на оказание услуг транспортных услуг вертолётом на 189 часов, ими уже заявлен новый аналогичный тендер. На этот раз цена вопроса - около 150 миллионов тенге без налога на добавленную стоимость. Налетать требуется всего 178 часов. Выходит, что один час пользования вертолётом стал обходиться казне в 843 тысячи тенге, хотя ещё недавно стоил 735 тысяч. Требования к потенциальному поставщику, которым, скорее всего, вновь станет КГКП "Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области" аппарата акима Восточно-Казахстанской области всё те же.
"Оказывать услугу необходимо ежедневно, в выходные и праздничные дни в течение 2022 года по всей территории ВКО. Вертолет должен иметь возможность перевозить внутри фюзеляжа не менее 22 человек, базирование вертолетов: аэропорт г. Усть-Каменогорск, возможность выполнять полеты на вертолете в равнинной и горной местности с превышением высоты не менее 2000 метров, а также в зимнее и летнее время", - написано в технической спецификации.
Удастся ли провести тендер в этом году без повышенного внимания общественности и государственного аудита, пока непонятно. Ratel.kz писал о том, что чиновники не оставляют попыток провести тендер через госзакупки, попутно заключая дополнительное соглашение на уже имеющийся договор.
Первый опубликованный осенью прошлого года лот был отменён. В протоколе написано, что такое решение было принято республиканским государственным учреждением "Департамент внутреннего государственного аудита по Восточно-Казахстанской области Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан".
Полёты крупных чиновников области в 2021 году до объявления того лота уже обошлись казне в 108 миллионов тенге без учёта налога на добавленную стоимость. Хотя при проведении прошлых тендеров указывалось, что они рассчитаны до 31 декабря. Видимо, 144 лётных часов, оговоренных заранее, оказалось недостаточно. Традиционно был нужен вертолёт МИ-8, готовый оказывать услуги по перевозке из Усть-Каменогорска в любой день, обозначенный заказчиком, по всей территории Восточно-Казахстанской области в течение часа после устной или письменной заявки.
Следом появился ещё один лот, на эту же сумму, с той же технической спецификацией, но новой формулировкой – услуги вертолёта первого класса (на латинице). Закупка была признана несостоявшейся в связи с тем, что было представлено менее двух заявок на участие в конкурсе. Готовность оказать услугу, по традиции, выразило лишь КГКП "Авиационное подразделение Восточно-Казахстанской области" аппарата акима Восточно-Казахстанской области. Именно с ними, уже не дожидаясь итогов заново опубликованного лота, итоги которого подведут 8 ноября, акимат заключил дополнительное соглашение на "Услуги воздушного транспорта по перевозкам пассажиров без расписания" на сумму 55 с половиной миллионов тенге. Кстати, аппарат акима ВКО в реестре госпредприятий в отношении авиаподразделения указан лишь как орган управления. Собственник у него другой – управление государственных закупок региона. В финансовой отчётности, доступной пока лишь до 2018 года, указано, что предприятие вполне себе прибыльное. Пика доходности достигло в 2014 году – тогда год завершился в плюс 500 миллионов. Дальше пошла стагнация. Например, в 2016 году прибыль составила всего 62 миллиона тенге. В 2018 доходы вновь выросли – до 125 миллионов.
Само КГКП находится в списке на приватизацию. Предполагается, что на торги его выставят в 2024 году. К тому времени нужно определиться с его рыночной стоимостью и подготовить к продаже через электронный аукцион. Учитывая монополию на рынке услуг, этот актив акимата должен довольно быстро уйти с молотка.
К слову, весной прошлого года в Восточно-Казахстанской области тоже проводили конкурс на услуги вертолётных перевозок. Тогда на эти цели было выделено 100 млн 625 тыс. тенге и предполагалось, что объём лётных часов составит не меньше 143. Правда, в квалификационных требованиях не указывалась точная модель необходимого вертолёта, но прописывались вместимость и прочие нюансы, характерные только для того же Ми-8. Итоговые затраты, впрочем, оказались больше на несколько десятков миллионов. Каждый час полёта обходится налогоплательщикам почти в 740 тыс. тенге.
Фото: avia.pro.