25 июля в Esentai Gallery открылась выставка «Художник кино: иллюзия подлинности»
Если в казахстанском кино есть ангелы, то это художники.
Это им приходится «из миража, из ничего» собирать роскошное убранство средневековых дворцов и убогость нашей жизни времен кризисов и перестройки.
Это они терпят все режиссерские («Мне нужен в кадре настоящий Майами!») и актерские («Не надену эти кроссовки») заморочки.
Это они в эпоху компьютерных спецэффектов продолжают создавать картинку в кино «вот этими самыми ручками»...
А с другой стороны – если бы не эта их особенность (или привычка?) рисовать, а не играть в компьютерные игрушки, выставка могла бы не состояться.
Эскизы и раскадровки, карандашные и живописные работы, и еще что-то в жанре, которому обычный зритель не найдет правильного названия – а, может, и не надо?
Потому что именно в этом, наверное, и состоит тайна художника кино: на самом деле мы смотрим кино-историю его глазами.
Умирзак Шманов. "Омпа".
И от художника зависит, насколько мы ей поверим.
И в то, что перед нами – аравийская пустыня, а не алматинские барханы; и в Париж начала прошлого века, снятый в современной Праге; и в Алма-Ату восьмидесятых на крохотном «взаправдашнем» кусочке за «Театральным» кафе.
Потому что это их профессия – создавать «иллюзию подлинности».
Рустам Одинаев. "Чингисхан".
Другое дело, что в большинстве случаев зритель не запоминает имени художника-постановщика: оно «пробегает» в титрах незамеченным рядом с именами режиссера и актеров.
Организаторы и кураторы выставки в Esentai Gallery Бахытгуль МЫРЗАБЕКОВА (кинопродюсер и киновед), Наиля АБДРАШИТОВА (сценарист, редактор, второй режиссер кино), Нурия КАСПАКОВА (художник и преподаватель) решили исправить такое положение дел.
Бахытгуль Мырзабекова и Нурия Каспакова.
Уже на входе в галерею зрителей встречает плакат с именами и фильмографиями участников выставки: Умирзак ШМАНОВ, Рустам ХАМДАМОВ, Еркен КУДАРОВ, Александр РОРОКИН, Рустам ОДИНАЕВ, Сабит КУРМАНБЕКОВ, Асель КЕНЖЕТАЕВА, Сергей КОПЫЛОВ, Нурия КАСПАКОВА, Мурат МУСИН, Юлия ЛЕВИЦКАЯ, Бопеш ЖАНДАЕВ.
И ни о ком из них нельзя сказать «и другие», и никого нельзя не назвать.
Александр Ророкин и Асель Кенжетаева.
Не только потому, что каждый из них – личность с большим послужным списком игровых фильмов, анимационных, телевизионных, но и потому, что... художники в казахстанском кино – они ангелы, но с характерами.
Сергей Копылов. "Раненый ангел".
Иначе не выживешь в нашем кино.
Как сказал однажды Умирзаку Шманову итальянский продюсер: «Вы, наверное, очень жадный! Вы все в кадре делаете сами. И реквизитом занимаетесь, и деревом, и металлом...».
Потому что в Италии у художника-постановщика в кино – целая армия, а наш – все сам.
Иначе в нашем кино (по крайней мере, сегодня) ничего не создашь.
А очень хочется, чтобы они создавали.
Причем не только – драматургию киноизображения и ту самую иллюзию подлинности.
Пока бродишь по этой выставке, понимаешь, что очень хочется однажды увидеть персональную выставку каждого из участников. Мы же давно смотрим кино-истории их глазами – почему бы не посмотреть на целый мир?
Философский - Сабита Курманбекова.
Сабит Курманбеков. "Кек".
Изысканный и пронзительный - Мурата Мусина.
Добрый и чуть хулиганский мир Нурии Каспаковой: он вселяет надежду.
Нурия Каспакова. "Подарок Сталину".
В том числе и на то, что однажды эта доброта перестанет быть иллюзией и – вдруг! - станет подлинностью...
P.S. Страница выставки в Facebook. Самое интересное – это видео: Александр Ророкин рассказывает о том, как он остался в Чарынском каньоне вдвоем в голодным гепардом, Нурия Каспакова – о том, как она искала в Алматинском зоопарке перья для головного убора старой шаманки.