О чем говорили и что делали на августовском совещании
Чиновники Министерства образования и науки почему-то не хотели, чтобы пресса освещала совещание, прошедшее в четверг, 18 августа, в Астане. Журналистам, обрывавшим телефонные линии в попытках аккредитоваться, в пресс-службе отвечали, что в зале Дворца Независимости на несколько тысяч мест совсем не осталось свободных стульев. Такая отговорка, разумеется, заинтриговала репортеров, поэтому все пришли на совещание без приглашения.
Благодаря этой интриге, журналисты успели подумать, что первый продвинутый министр с блестящим зарубежным образованием хочет раскритиковать существующую систему обучения молодежи в Казахстане, рассказать, как в развитых странах общество не приемлет любые способы зарабатывания денег в школах, эксплуатацию педагогов, школьников и их родителей… Но Ерлан САГАДИЕВ никого не удивил.
В зале Дворца Независимости было действительно многолюдно. Больше полутора тысяч педагогов со всей страны, школьники - медалисты международных олимпиад дожидались министра и других высоких гостей. Учеников построили перед сценой за час до начала совещания.
Ерлан Сагадиев быстро шагал по фойе в сторону выставки педагогических достижений с каким-то отстраненным видом и, не замечая руководителей управлений образования, выстроившихся у видеомониторов, на которых крутили ролики о школах и детских садах, направлялся в вип-зал.
- Ерлан Кенжебекович, мы вас тут ждем, - залепетала вдруг перед ним вице-министр образования и науки Эльмира СУХАНБЕРДИЕВА, протягивая руку.
Сагадиев с безразличным видом пожал кончики ее пальцев, и хотел было двинуться дальше. Но подоспевшие подчиненные указали шефу на руководителей управлений образования, вопросительно глядящих ему в след. Министру пришлось вернуться, поздороваться с главой управления образования Астаны Касымханом СЕНГАЗЫЕВЫМ и выслушать учтивые приветствия других руководителей управлений из областей.
Добравшись, наконец, до вип-зала, Сагадиев обнял букет алых роз, который кто-то заботливо передал ему как ребенка и скрылся за дверью. Через несколько минут он появился снова, но уже в компании вице-премьера Дариги НАЗАРБАЕВОЙ. Приглашающим жестом он предложил ей пройтись по выставке учебных пособий. Вице-министр Эльмира Суханбердиева и ответсекретарь министерства Амирхан РАХИМЖАНОВ последовали за ними, соревнуясь друг с другом в способности скороговоркой дополнять презентационные тексты учителей.
- То, что американские дети показывают, наши дети делают лучше! - с гордостью подсказывал Рахимжанов.
Дарига Назарбаева кивала, брала в руки методические пособия и что-то уточняла у чиновников. За делегацией молчаливо шагал бывший министр по ЧС, а ныне зампред мажилиса Владимир БОЖКО, и все не могли понять, что он делает в этой компании. Оказалось, что Божко обязало к участию в совещании его членство в Ассамблее народа Казахстана. Он выступил перед педагогами с красноречивым докладом о развитии гражданского общества в контексте патриотической идеи «Мәңгілік ел».
О надоевшей всем идее внедрения трехъязычия в школах на этом совещании говорили мало. Но зато продемонстрировали модель идеального педагога в лице молоденькой карагандинской учительницы физики Айгерим НУРМАКОВОЙ, которая на трех языках объяснила великовозрастным коллегам, как важно владеть иностранными языками. Ей даже дали место в президиуме.
Выступление Ерлана Сагадиева было кратким и больше напоминало спич дипломата или чиновника, имеющего косвенное отношение к образованию и науке. Из его выступления стало известно лишь о том, что уже разработали единый базовый учебник для учеников первых классов и что казахстанско-турецкие лицеи, несмотря на просьбы турецких властей, в Казахстане не закроют.
Куда более насыщенным было выступление вице-премьера Дариги Назарбаевой. Она сообщила, что ЕНТ отменят в следующем году, а вместо него введут электронное тестирование выпускников. Вице-премьер рассказала, что она лично звонит каждому акиму, чтобы проконтролировать доставку учебников в регионы и призвала педагогов не бояться введения трехъязычия.
- Степень готовности учителей мы оценим в 2018 году и примем окончательное решение, исходя из результатов экспертной оценки. Поэтому поводов для паники нет, но и поводов для расслабления тоже. Будем считать, что дедлайн до 2019 года. Я верю в вас. Вы все талантливые. Лучшие люди страны. Почему вы так не уверены в себе? Учитель должен учиться всю жизнь. Потому все меняется. И учебники меняются, они устаревают. Потому что что-то поменялось в мире, появились новые знания. И это нормальный процесс. Отнеситесь к этому с терпением, без раздражения, с пониманием, - сказала Дарига Назарбаева.
На совещании дали слово председателю совета родительской общественности Астаны Анар ТЮЛЕБАЕВОЙ, и она спросила министра о том, что, должно быть, волнует всех родителей учеников столицы.
- Вы являетесь активным интернет-пользователем. Но не каждая организация образования открыта в соцсетях. Хотелось бы сделать предложение от родителей рассмотреть вопрос или возможность создания единого интернет-ресурса всех организаций образования для активного общения с родителями. Так как не все родители имеют возможность найти время на получение консультации непосредственно в школе или детском саду. А дистанционно - это будет намного легче, - сказала Тюлебаева, обращаясь к министру.
Ерлан Сагадиев не стал делать вид, что удивлен столь высокими и специфичными запросами родительской общественности и поспешил сообщить, что электронные дневники введут во всех школах страны до 2017 года.
Полемики и бурных обсуждений на этом августовском совещании не было. Участники заслушали почти одинаковые доклады о развитии системы образования. Мероприятие украсила церемония награждения лучших учителей грамотами за подготовку призеров олимпиад. После нее обладательницы наград не могли усидеть на месте и с видом непослушных школьниц то и дело сбегали в фойе, чтобы найти частных фотографов, сделавших снимки этой незабываемой для них церемонии.
Какой-то молодой человек по имени Нурик, распечатывал и продавал учителям фотографии по тысяче тенге. Называть полное имя, фамилию и имя чиновника, давшего ему разрешение на изготовление и продажу фото, он отказался.
- Какая вам разница, откуда пришли мы? Вы же понимаете, что сюда никто тупо с улицы не придет, не поставит аппаратуру и не будет работать. Это конфиденциальная информация, - сказал мне Нурик и с деловым видом продолжил пересчитывать поступавшую выручку.