В Кызылординской области общественники раскритиковали социологическое исследование, проведенное коммунальным предприятием "Информационно-аналитический центр" управления внутренней политики региона.
Объектом разгромной рецензии стала 168-страничная брошюрка "Общественный мониторинг качества государственных услуг Кызылординской области за 2020 год".
Руководитель специальной мониторинговой группы Антикора по Кызылординской области Ляззат БАКТИБАЕВА отметила, что ранее подобный мониторинг в рамках государственного соцзаказа проводила НПО за 3 млн тенге в год.
- Теперь же его проводит специально созданный центр за 58 млн тенге. При этом неправительственная организация проверяла более 200 госуслуг на предмет соответствия, а коммунальщики лишь 58, - отмечает собеседница.
Естественно, у нее возник вопрос, за что последним выделили из бюджета такие средства?
Выяснилось, что из 58 млн тенге - 27 млн потратили на закуп мебели и техники для центра. Остальные 31 млн тенге – это зарплата 28 сотрудников Информационно-аналитического центра (ИАЦ), включая 8 специалистов, которые проводили социологическое исследование.
В ходе мониторинга были опрошены 1065 респондентов, именно столько указано в брошюрке.
- Хорошо, давайте поделим 1065 респондентов на 8 специалистов, получается 133. Делим эту цифру на 12 месяцев. Получаем 11 человек в месяц. Но потом было заявлено, что ИАЦ опросил больше - 15 тысяч человек. Ок. Делим 15 000 на 28 сотрудников. Получается почти 536 респондентов. Далее делим на 12 месяцев в году. Получаем 44 человека в месяц. Или по 2 человека в день, если в месяце 22 рабочих дня. Чтобы опросить два человека – уходил целый рабочий день? – вопрошает Бактибаева.
Из 1065 респондентов 400 человек опрошены в городе Кызылорда, и по 50-100 человек в районах области.
Общественница не понимает, как несколько десятков человек, которых опросили по каждой услуге, формируют картину по качеству государственных услуг в регионе?
- У нас население области составляет 800 тысяч человек. Хотя бы 5% опросите, потом формируйте статистику. И то эти 5% не могут дать всей картины. А так центр охватил всего 15 тысяч или неполные 2%, - отмечает собеседница.
Спрашивали у людей о качестве 58 услуг. Удовлетворительный ответ дали 76,8% опрошенных, отрицательно ответили 6,1%, какой ответ дали остальные респонденты (17,1%) в отчете не указано.
Далее, 90,7% опрошенных указали, что государственные служащие были очень вежливыми и внимательными, а 8,4% сообщили обратное. Не давали взяток 96,6% респондентов, зато 1,1% сообщили, что сделали подношение за получение государственной услуги. В частности, если не был собран полный пакет документов, за ускорение процедуры, не было законного основания для оказания госуслуги, и не было времени.
В целом, отчет о качестве госуслуг больше позитивен.
Мы обратились за комментарием к президенту Кызылординского областного общества по защите прав потребителей Серику ТЕНИЗБАЕВУ, чья НПО раньше и проводила мониторинг качества государственных услуг.
Он отметил: то, что сделал ИАЦ - это мониторинг удовлетворенности граждан.
- Например, вам выдали земельный участок, с нарушением законодательства. Но вы удовлетворены оказанной госуслугой. Вы радуетесь. Качество услуги не было затронуто. Или: с утра у вас болит голова, вам оказали госуслугу, всё в рамках закона, но у вас плохое настроение, и вы говорите, что вам не понравилось, как была оказана услуга. И снова не затронуто качество оказания госуслуги, - говорит спикер.
- На сегодня насчитывается порядка 700 госуслуг, и у каждой есть стандарт. Расписано всё, начиная от того, сколько вы должны стоять в очереди, какие документы сдавать, в какой срок вы должны получить ответ, каким должен быть ответ, какие основания для отказа. Всё это четко регламентировано, - отмечает Тенизбаев.
Естественно, в ходе мониторинга выявлялись проблемы. Тогда НПО направляла в уполномоченные госорганы рекомендации, мол, здесь такая-то проблема, просим принять меры. Но через несколько лет мониторинг качества госуслуг перестал нравиться местным исполнительным органам. Им не понравилось, что они финансируют проект, который их проверяет, выявляет нарушения, а потом им дают по шапке. И соцзаказ прикрыли. Ненадолго. Летом 2019 года был создан ИАЦ, которому выделили десятки миллионов тенге именно на мониторинг качества госуслуг.
К слову, с 2011 года ИАЦ был подразделением медиа-холдинга "Сыр медиа" акимата Кызылординской области. Затем летом 2019 года был преобразован в ИАЦ УВП области. Учредителем центра является управление финансов Кызылординской области.
Согласно информации об уплате налогов, в 2016-2018 гг., за ИАЦ не числятся никаких налоговых отчислений. Потом в 2019 году центр перечислил 1,2 млн тенге налогов, в 2020 году – 2,3 млн тенге.
Фото со страницы Ляззат Бактибаевой.