В Уральске прошли общественные слушания по поводу вывода земель лесфонда в категорию городских земель, для строительства моста в новый строящийся микрорайон "Акжайык"
Решение строить мост власти мотивируют большим количеством пробок в городе. Жители Уральска почти единогласно выступили против проекта, заявив, что порубка деревьев лишит людей возможности дышать воздухом, и не упустили возможность указать чиновникам на их огрехи, которые, собственно, и привели к пробкам на дорогах.
Новый микрорайон Уральска на 150 многоквартирных домов с названием "Акжайык" как проект был придуман в 2016 году экс-акимом ЗКО Алтаем КУЛЬГИНОВЫМ. Кульгинов уехал в Нур-Султан, проект стал продвигаться со скрипом – власти едва нашли трех застройщиков под дома, деньги под электрификацию и на внутриквартальные дороги и уже третий год борются с местными жителями, которые выступают против строительства моста и дороги из нового микрорайона в центр Уральска.
По задумке, располагаться микрорайон "Акжайык" должен по правую сторону реки Чаган. С советских времен там уже был посёлок городского типа Зачаганск, в котором жили в основном люди, работающие на кирпичном заводе. В годы независимого Казахстана, после выдачи 10 соток по ИЖС, Зачаганск разросся в хаотичный частный сектор, с населением почти в 72 тыс. человек. Сюда же прибавились люди, которые заселили брошенные дачи.
Продвигая идею строительства моста с Зачаганска, стоимостью в 11 млрд тенге, власти говорят, что это поможет людям добираться до центра за пять минут и избегать пробок. В настоящее время, по их заверениям, люди вынуждены по часу добираться до делового центра города.
В четверг, 12 мая, акимат Уральска провёл общественные слушания, о которых большая часть горожан узнала от инсайдеров в горадминистрации – хотя формально власти опубликовали объявление за 20 дней до слушаний, сделали они это на страницах тех газет, которые у горожан непопулярны. Тем не менее в зале набралось порядка 50 человек, каждый из которых высказал свое мнение.
- Дорога, протяженностью в 4,8 километра, и мост – 220 метров в длину – это новый короткий путь жителей тех мест до центра города. Сейчас на территории будущего строительства находятся земли, принадлежащие лесфонду – 130 гектаров. На сегодняшний слушаниях мы ставим вопрос об изъятии этих земель в собственность города. 1130 деревьев, которые растут на этих землях, будут подвергаться вырубке, вместо них в качестве компенсации будут высажены 5400 новых деревьев, - сказал заместитель акима Уральска Асхат КУЛЬБАЕВ.
Нужно пояснить, что земли и леса, о которых говорит чиновник – это составная часть старейшего городского парка культуры и отдыха, юридически не входящая в него. Сам парк расположен по левую сторону Чагана, а леса, окруженные прудами – по правую сторону, на которую уральцы переходят по навесному мосту.
- Эти леса – рекреационная и санитарно-защитная зона Уральска. За ними – очистные сооружения и мусорный полигон, который уже 15 лет как пора рекультивировать. Периодически на полигоне происходят возгорания, и удушливый запах доходит до города. Кислород от деревьев спасает от этого. Если деревья вырубить и сделать там дорогу, как люди будут там жить и чем они будут дышать? Один из древнейших парков Казахстана, это наследие наших предков, которые когда-то заложили его для нас. А что мы оставим потомкам? Мосты? - задался резонным вопросом председатель эколого-географического общества по ЗКО Дархан САРИЕВ.
Жительница Уральска Елена УЛАНОВА занимается выращиванием саженцев деревьев, она заявила, что не верит в обещание акимата произвести достойную компенсационную посадку деревьев, которые приживутся и будут спасать горожан от загазованности.
- Мы все знаем, что творится в городе, как производятся эти компенсационные посадки. У нас предприниматели покупают саженцы, сажают их в землю и бросают. Никаких уходовых работ потом не делают, все деревья погибают. Это просто такой своеобразный откуп бизнесменов за землю. Так и здесь – сказки какие-то, акимат не может изыскать денег на уход за деревьями в черте города, не верится, что найдут деньги на уход за деревьями, которые будут посажены где-то за городом, - говорит Елена Уланова.
Елена Уланова также отметила, что ранее акимат предлагал куда более выгодной вариант строительства объездной дороги, параллельно с имеющейся дорогой для большегрузных машин, однако позже заморозил проект.
Другие активисты также отметили, что альтернатив строительству моста множество и прежде акимат должен проработать вопрос качества дорог в городе. Кроме того, уральцы подчеркнули, что, учитывая то, как долго финансируются наши проекты, и то, что в микрорайоне "Акжайык" кроме фонарей ещё ничего нет, мост строить нецелесообразно – это будет мост в никуда.
- Для Уральска большие пробки нехарактерны, они возникают только в случае аварии или ремонта дорог. У нас в городе зачем-то ввели отдельные автобусные линии, которые не только затрудняют движение по городу, но и убивают весь малый бизнес: к магазинам, расположенным вдоль дорог стало не подъехать. Лежачие полицейские в городе к месту и не к месту – водители каждый раз тормозят и задерживают поток транспорта. Люди пишут об этом в акимат, жалуются, но результата нет. Нет технически правильных дорожных знаков, разметок, регулируемых светофоров, хорошего освещения. Если всё это привести в порядок, тогда в городе и не будет пробок, движение транспорта наладится, - говорит житель города Александр КОТЕЛЬНИКОВ.
В итоге "за" строительство моста проголосовало четыре человека, остальные проголосовали против, результаты слушаний были запротоколированы. Председатель экологического движения "Зеленый Фронт" Злата УДОВИЧЕНКО заявила, что слушания не считаются нелегитимными.
- Согласно Земельному кодексу РК, вывод земель лесного фонда допускается в исключительных случаях. Делается это либо для расширения особо охраняемых территорий, для выполнения международных обязательств, в случае обнаружения полезных ископаемых, изменения границ населенных пунктов и для строительства дорог международного и республиканского значения. Других оснований нет, а под имеющиеся наш случай не подходит – мост с микрорайона "Акжайык" не является дорогой международного и республиканского значения. То, что слушания прошли и люди выступили против – это хорошо, но законной силы это не имеет, - отметила Злата Удовиченко.
Фото: Уральская неделя.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!