
Простые советы, которые помогут защитить ваши сбережения
"Здравствуйте! Это оператор компании сотовой связи. Ваша сим-карта подлежит переоформлению из-за истечения срока действия договора. Если не продлить сейчас, связь будет заблокирована. Мы можем сделать это удаленно. Сейчас на ваш телефон придет код подтверждения, просто продиктуйте его мне…"
Это лишь один из многих примеров, как мошенники пытаются обмануть нас по телефону. Каждый день казахстанцы получают подобные звонки, и многие, к сожалению, теряют свои деньги. Совместно с Банком ЦентрКредит мы собрали одни из распространенных уловок мошенников и простые советы, которые помогут защитить ваши сбережения.
Просроченная SIM-карта
Мошенники звонят гражданам, представляясь сотрудниками операторов связи, и сообщают, что SIM-карта абонента якобы скоро перестанет работать. Для "переактивации" карты они просят продиктовать код из SMS, который приходит на телефон жертвы.
Как только человек сообщает код, злоумышленники получают доступ к его личным данным и могут даже оформить кредит на его имя. Часто схема усложняется: после первого звонка следует второй — якобы от сотрудников государственных органов, которые предлагают помощь в "предотвращении мошенничества".
Мошенники под прикрытием E-Salyq Azamat
Более сложная комбинированная схема связана с популярным приложением E-Salyq Azamat. Злоумышленники представляются сотрудниками энергетической компании и уведомляют о необходимости срочной замены счетчиков, угрожая штрафами. Для "ускорения процесса" и постановки в электронную очередь они запрашивают SMS-код от E-Salyq Azamat или eGov.
После этого в схему включаются псевдополицейские, сообщающие о "взломе" банковского счета жертвы. Они убеждают перевести деньги на "безопасный" счет для их защиты. В результате гражданин добровольно передает мошенникам как личные данные, так и финансовые средства.
Замена счетчиков по госпрограмме
Также популярна легенда о "замене счетчиков по госпрограмме". Мошенники звонят, представляясь сотрудниками коммунальных служб. Они рассказывают о некой "государственной программе по замене счетчиков" и расспрашивают о последних проверках.
Затем злоумышленники оформляют фиктивную заявку и отправляют на телефон код под предлогом ее подтверждения. На самом деле этот код нужен им для получения доступа к государственным цифровым сервисам, таким как E-Salyq Azamat или eGov, через которые мошенники могут получить доступ к личным данным и финансам жертвы.
Меры безопасности
- Никогда не сообщайте SMS-коды или пароли от приложений третьим лицам, даже если они представляются сотрудниками банков, госорганов или медицинских учреждений.
- Прервите разговор и перезвоните в официальную службу поддержки организации, от имени которой вам звонят. Используйте официальный номер с сайта или приложения.
- Не переходите по подозрительным ссылкам из SMS-сообщений и не устанавливайте неизвестные приложения по просьбе "консультантов".
- Подключите SMS-оповещения о всех операциях по вашим счетам и банковским картам.
- Используйте двухфакторную аутентификацию для защиты ваших аккаунтов.
- Регулярно меняйте пароли в финансовых приложениях и госсервисах.
- При подозрении на мошенничество немедленно обратитесь в банк и заблокируйте карту. Затем обратитесь в полицию.
Банк ЦентрКредит напоминает: законные представители банков, госорганов и коммунальных служб никогда не запрашивают коды подтверждения из SMS и не просят перевести деньги на "безопасные счета". Больше информаций для повышения финансовой грамотности можно найти в BCC Journal.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!