Портал InoPressa публикует обзор западных СМИ, посвященный главной теме дня – санкциям против России.
Евросоюз решительно поддержал перемирие на Украине, но, недоверчиво относясь к намерениям Путина, все же одобрил расширение санкций против России. Отложенное введение новых мер дало повод El Mundo обвинить ЕС в слабости и трусости. В ответ Москва грозит закрыть свое воздушное пространство. Чем это чревато, разбирается The Washington Post.
Отринув угрозу Москвы закрыть свое воздушное пространство для европейских авиаперевозчиков, лидеры ЕС поддержали в понедельник расширение экономических санкций против России, хотя и отказались от немедленного их введения, передает корреспондент The New York Times.
ЕС выказал решительную поддержку перемирию, но, скептически относясь к намерениям России из-за быстрого крушения предыдущих попыток урегулирования, все-таки решил расширить существующие экономические санкции, говорится в статье. Новые меры включают строгие ограничения доступа к заемным средствам в Европе для двух российских государственных энергетических гигантов, "Роснефти" и нефтяной дочки "Газпрома", а также для "Транснефти".
"Санкции призваны способствовать смене курса дестабилизирующих действий России на Украине", - заявил президент Евросовета Херман ван Ромпей, добавив, что они могут вступить в силу в течение нескольких дней, но в случае улучшения ситуации на Украине ЕС готов "пересмотреть согласованные санкции целиком или частично".
Тем временем Россия активно старалась усилить раскол внутри ЕС, говорится в статье. В понедельник в газете "Ведомости" появилось интервью Дмитрия Медведева, в котором тот пообещал дать "асимметричный ответ" на новые санкции. "Если западные перевозчики будут летать вне нашего воздушного пространства, это может привести к банкротству многих авиакомпаний, которые и так балансируют на грани выживания. Но это плохая история. Просто хотелось бы, чтобы наши партнеры в какой-то момент это осознали", - заявил российский премьер-министр.
Что касается ситуации на востоке Украины, издание сообщает: "После объявления в пятницу прекращения огня столкновения между пророссийскими сепаратистами и правительственными войсками существенно поутихли, хотя и не прекратились. Должностные лица всех сторон, кажется, полны решимости сохранить перемирие".
"Огонь из тяжелой артиллерии не ведется, обстрелы из систем "Град" - тоже, это большое достижение", - сказал официальный представитель украинской армии. Корреспондент NYT напоминает, что бок о бок с регулярной армией на востоке Украины действует целый ряд добровольческих подразделений. 8 сентября Amnesty International обвинила одно из таких формирований в многочисленных нарушениях: "В докладе говорится, что батальон территориальной обороны "Айдар" виновен в "похищениях, неправомерных задержаниях, жестоком обращении, кражах, вымогательстве и, возможно, казнях".
"Правительство обвинило пророссийских сепаратистов в схожих преступлениях", - говорится в статье.
Что произойдет, если Россия закроет воздушное пространство для западных авиалиний, разбирается Рик Ноак во внешнеполитическом блоге The Washington Post.
Дмитрий Медведев упомянул западные авиалинии в целом, но на самом деле подобные ограничения в основном затронут европейские авиакомпании, предлагающие прямые рейсы в Азию. Автор пишет, что больше всего пострадали бы в этой ситуации компании Lufthansa, KLM, AirFrance, British Airways, Finnair, United Airlines, Czech Airlines и Delta Airlines.
Это не первый случай, когда Москва прибегает к запретам и ограничениям в отношении авиаперевозчиков, преследуя свои цели, замечает автор, приводя конкретные примеры.
На данный момент Россия получает так называемые роялти - платежи иностранных авиакомпаний за использование ее воздушного пространства, напоминает Ноак. Если Россия введет санкции против западных авиалиний, собственно, это будут санкции и против нее.
Заморозив вступление в силу новых санкций против России, ЕС вновь повредил своим намерениям преодолеть вызов, который Путин бросает ему на Украине, утверждает El Mundo в редакционной статье. "Впечатление разобщенности, которое создали европейские державы, поддавшись страху перед местью Путина и больше беспокоясь о национальных экономических интересах, чем о выстраивании единой и твердой позиции, в конечном итоге повлечет негативные последствия для цели, которую ставит перед собой ЕС", - говорится в статье.
Путин не собирается допускать, чтобы Украина, которая служит ему защитной подушкой на границе с Европой, попала под влияние НАТО. Он проводит тактику "свершившегося факта", как было с присоединением Крыма. Но ЕС и США не могут разрешить, чтобы Россия решала, где прокладывать границы, ставила себя выше международного права.
Издание призывает продолжать курс НАТО на сдерживание России, избегая открытых столкновений.
"Несмотря на то, что санкции приводят к ответной реакции и дальнейшему обострению конфликта, они открывают невоенный фронт и дают возможность разрешить возникшие противоречия мирным путем", - пишет Вольфганг Бём в Die Presse.
Если ЕС прекратит поставлять в Россию крайне важные для нее технологии добычи нефти, а Россия в ответ запретит западноевропейским авиакомпаниям пролетать над своей территорией, это приведет к болезненным последствиям для обеих сторон, пишет автор, но указывает, что санкции - "приемлемое средство для того, чтобы напомнить всем сторонам конфликта, насколько они зависят друг от друга".
Конфликты такой интенсивности, как на Украине, начинают разрешаться, только если страдания со всех сторон достаточно велики, продолжает автор. Но было бы фатальным говорить о военной эскалации. Эскалация санкций является европейской версией, которая в конечном счете может проложить путь для переосмысления ситуации. И речь идет не только о российском руководстве, которое должно отказаться от своей стратегической политики расширения, но также о Киеве с его разгоревшимся антирусским национализмом, подчеркивает Бем.