В НАТО определились с планами нового расширения — оно будет единичным. Источники газеты «Коммерсантъ» ("Ъ") в альянсе идеальным кандидатом называют сегодня лишь Черногорию. В самой же адриатической республике число сторонников вступления в НАТО на минувшей неделе впервые превысило число противников. А в ее руководстве "Ъ" заверили, что от интеграции Черногории в альянс Россия может даже выиграть.
То, что большинство черногорцев готовы поддержать вступление в НАТО, следует из результатов обнародованных на минувшей неделе соцопросов. Их провели два влиятельных балканских агентства IPSOS — Strategic Marketing и Damar. Полученные социологами результаты схожи: за вступление в НАТО проголосовали бы, по данным одного агентства, 47%, против — 43%, по данным другого, за — 44%, против — 40%. А на вопрос, станет ли Черногория членом альянса, утвердительно ответили 64% и 66% соответственно. Таким образом, впервые в Черногории число сторонников присоединения к НАТО превысило число противников.
Результаты соцопросов обнародовал на всемирном форуме по безопасности GLOBSEC в Братиславе черногорский премьер Мило Джуканович. Там же Черногории был послан ясный сигнал: именно она будет следующим членом НАТО. Премьер Великобритании Дэвид Кэмерон заявил: "Существуют весомые причины, чтобы Черногория стала членом альянса". Представитель Словакии в НАТО Томаш Валашек высказался более определенно: "Приглашение Черногории поступит обязательно". А на днях генсек альянса Йенс Столтенберг подтвердил: решение по Черногории будет принято в декабре.
Вступление в НАТО в качестве стратегической цели черногорские власти провозгласили в 2010 году, после чего быстро добились Плана действий по членству в альянсе, а затем и статуса кандидата. "Черногория — единственное ненатовское звено в цепи натовских стран, все наши соседи по Адриатике — члены НАТО, и иного пути обеспечения безопасности у нас нет,— объяснил ключевые мотивы республики источник "Ъ" в ее правительственных кругах.— Кроме того, членство в НАТО — самая надежная гарантия для инвесторов, от которых мы сильно зависим".
Черногорцы ждали приглашения на саммите НАТО в Кардиффе в сентябре, однако в альянсе приняли соломоново решение: с приглашением Черногории определятся главы МИДов альянса в декабре 2015 года, не дожидаясь следующего саммита в Варшаве. Основными претензиями к черногорцам прошлой осенью были незавершенная реформа сектора обороны и безопасности, а также недостаточный уровень общественной поддержки. Сегодня в НАТО признают: Черногория продвинулась по обоим направлениям. А командующий силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав недавно объявил: в военном плане Черногория готова к вступлению, и решение о ее приеме будет чисто политическим.
Часть членов альянса сдержанно относятся к его расширению, полагая, что НАТО все сложнее "переваривать" новых членов и что может возникнуть новый раздражитель в отношениях с Россией. Но даже с учетом этих опасений многие политики и эксперты считают, что шансы Подгорицы на вступление велики. "Черногория — идеальный кандидат",— заявил "Ъ" дипломатический источник в одном из натовских государств, занимающийся Балканами. По его словам, в обозримом будущем ни одна другая страна не имеет реальных шансов на вступление.
Источник же "Ъ" в черногорских правительственных кругах полагает, что присоединение республики к НАТО не приведет к ухудшению ее отношений с Москвой. "Во-первых, мы никогда не скрывали от России наших планов,— пояснил он.— Во-вторых, Москва жестко выступает против вступления в НАТО прежде всего соседних с ней стран. В-третьих, Россия видит угрозу в приближении к своим границам военной инфраструктуры альянса, но Черногория не планирует размещать на своей территории базы. Наконец, в НАТО есть целый ряд стран, имеющих прекрасные отношения с Россией, и Москва должна по идее быть заинтересована в увеличении их числа".
В том, что после вступления Черногории в НАТО ее отношения с РФ не должны пострадать, убежден и черногорский премьер Мило Джуканович. В недавнем послании по случаю Дня России он заверил своего российского коллегу Дмитрия Медведева: "Подключение Черногории к евроатлантической интеграции ни в коем случае не станет препятствием для развития отношений с партнерами и друзьями — такими, как Россия".