Пока другие страны лечат систему, мы лечим статистику
Казахстан опустился на 60-е место в мировом рейтинге Numbeo по индексу здравоохранения. Падение на три позиции за два года может показаться незначительным, но может и указывать на глубокие системные проблемы и не только в здравоохранении.
Здоровье не в чести
Согласно данным международной платформы Numbeo, индекс здравоохранения Казахстана в середине 2025 года составил 60,7 балла (60-е место из 99 стран). В 2023 страна была на 57 месте. Для сравнения, Тайвань (1-е место) – 87,0, Южная Корея (2-е место) – 82,8.
Главная причина такого отставания от лидеров – хроническое недофинансирование. По данным Our World in Data, развитые государства тратят на медицину от 8 до 14% ВВП. Казахстан всего 2,9%. Ранее президент страны ставил задачу, к 2027 году поднять уровень финансирования системы здравоохранения до 5% от ВВП. Однако министр здравоохранения Акмарал Альназарова, уже признавала, что это нереально.
«Для достижения уровня финансирования до 5% от ВВП, расходы на здравоохранение к 2027 году должны составлять 9,4 трлн тенге, что в текущих реалиях является неисполнимой задачей», – сказала Акмарал Альназарова.
Указанная министром сумма, это примерно треть всех доходов бюджета, запланированных на 2026 год. Суммы, выделяемые на медицину, растут ежегодно, но этого прироста явно недостаточно. Тем более, что часто желаемое не совпадает с действительностью.
Например, в первом квартале этого года на здравоохранение планировалось направить порядка 872 млрд тенге, но фактически медицина получила только 477 млрд тенге. При этом хуже всего обстояли дела с поступлениями в ФОМС. Из запланированных 769 млрд тенге собрали всего 389 млрд.
Не те финансы
В 2024 году расходы бюджета на медицину в среднем составили 152,2 тыс. тенге на человека. Однако при практически одинаковых расходах, в Костанайской области статистика показывает рост на 23%, а в Астане, наоборот, снижение на 15%. Парадокс объясняется просто, столица «растет» на 50–70 тысяч человек ежегодно, и инфраструктура не успевает за урбанизацией.
В областях продолжает не хватать врачей, диагностического оборудования и даже элементарных лабораторий. В некоторых районах Восточного Казахстана один терапевт приходится на 3–4 тысячи жителей. Недофинансирование государства вынуждает граждан обращаться к платным услугам.
По данным Бюро нацстатистики, во втором квартале 2025 года расходы на медицинские услуги выросли на 16,5%, а в первом – сразу на 28,3%. Средняя сумма платных услуг – 4,7 тыс. тенге на человека в квартал, но для многих семей это непосильная статья расходов. Рост частных трат не компенсирует системные проблемы.
По данным Минздрава, только по 5 из 17 категорий болезней в 2024 году зафиксировано снижение заболеваемости. Наиболее тревожный рост – по болезням системы кровообращения. Если в 2022 году на 100 тысяч человек приходилось 16,9 тыс. больных, то в 2024 уже 18,9 тысяч. Растут также показатели по заболеваемости диабетом, онкологии и болезням дыхательной системы.
Не те приоритеты
Системы здравоохранения лидеров рейтинга – Тайвань и Южная Корея – показывают, что эффективная система здравоохранения стоит на трех китах: жесткий контроль качества, профилактическая медицина и финансирование по результату.
В Казахстане все киты еле держаться на плаву. Казалось бы, с профилактикой все нормально. Многочисленные бесплатные скрининги, плановые медосмотры и так далее. Только население не особо стремиться заботиться о своем здоровье.
В 2024 году скрининги прошли чуть больше 3 млн человек. Для отчета цифра внушительная, тем более 120 тысяч случаев заболеваний были выявлены на ранних стадиях. Но с учетом 20 миллионного населения страны показатели так себе, при том, что в большинстве скрининги проходили граждане от 45 лет и выше. С контролем качества медуслуг ситуация тоже не однозначная.
С начала года было зарегистрировано порядка 1,5 тысяч административных дел, связанных с оказанием медуслуг. Вроде контроль есть, но в рейтинге по качеству системы здравоохранения Казахстан занял 78-е место из 110 стран.
Что касается финансирования по результату, то этот кит до Казахстана пока не доплыл. У нас клиники получают бюджетные средства за количество обслуженных пациентов в рамках ОСМС и ГОБМП. Отсюда и хронические скандалы с приписками. К тому же сама система медстрахования тоже далека от идеала.
Аналитики Halyk Finance отмечают , что бесплатная медицинская помощь в пакете ОСМС не зависит от размера взносов в систему (солидарная система).
«То есть и для наемных работников, которые производят взносы в ОСМС в размере 5% процентов от зарплаты, и для льготных категорий населения (11 млн человек), за которые за счет средств бюджета вносится 5 800 тенге на одного человека, оказывается одинаковый объем услуг. Взносы индивидуальных предпринимателей (1,7 млн человек) и самостоятельных плательщиков также ниже взносов наемных работников при таком же объеме бесплатных медицинских услуг. Таким образом в системе ОСМС официально работающие наемные сотрудники фактически финансируют государственные медицинские услуги для льготной категории населения, индивидуальных предпринимателей и других категорий», – говорится в исследовании.
Поэтому можно предположить, что низкое место Казахстана в рейтинге Numbeo – не случайность, а симптом. Казахстан не отстает технологически – он отстает по приоритетам. Здоровье граждан все еще воспринимается как расход, а не как стратегический актив. И пока это не изменится, каждый новый рейтинг будет напоминать о хронических проблемах, которые не лечатся косметическими реформами.
Фото: Ratel.kz
