ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ НЕ СРАСТАЕТСЯ ТОРГОВЛЕЙ

1996 просмотров
0
РАТЕЛЬ
Понедельник, 19 Мая 2014, 00:00

За год объем взаимной торговли стран Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии сократился почти на 13%. Чиновники Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) объясняют это снижением цен на нефть, ростом энергоэффективности и локализацией машиностроения в Казахстане, ожидая, что по итогам года "ситуация будет другой". Между тем правительство РФ уже усматривает в усилении конкуренции на рынке машиностроения помеху развитию внутреннего производства.

В первом квартале 2014 года стоимостный объем торговли товарами между странами Таможенного союза (ТС) в годовом выражении сократился на 12,6%, показывают данные ЕЭК. Без учета топливно-энергетических товаров, на долю которых приходится 32,9%, показатель уменьшился на 9,2%. Взаимная торговля между Россией, Казахстаном и Белоруссией просела заметно сильнее, чем с внешним миром (-2,1%). При этом темпы ее падения оказались выше, чем в первом квартале 2013 года (-5,5%). С момента запуска в июле 2011 года единого таможенного пространства, означавшего снятие большинства таможенных барьеров и унификацию торговых правил, бурный рост товарооборота между странами ТС наблюдался лишь в первом квартале 2012 года — на 21%, обеспечив 7,5% по итогам года. Но он был компенсирован почти двухлетним падением: по сравнению с первым кварталом 2011 года объем взаимной торговли в первом квартале 2014 года сократился на 0,03%.

Очевидно, что провал во взаимных операциях в первом квартале 2014 года может частично объясняться общим падением инвестиционного и потребительского спроса в РФ. Статистика ЕЭК демонстрирует: в первом квартале росли лишь взаимные поставки между Белоруссией и Казахстаном — на 12,8%, однако их доля в общей торговле внутри ТС составляла всего 1,5%. Торговля же между Казахстаном и РФ просела на 13% (ее доля 30,8%), а РФ и Белоруссии — на 7,3% (доля 67,7%).

В первую очередь падение обеспечили нефть и нефтепродукты, объем их поставок из РФ в Казахстан уменьшился в 3,2 раза, в Белоруссию — на 7,1%. В ЕЭК "Ъ" это объяснили сокращением стоимости этих товаров, хотя цены на нефть Urals в первом квартале сократились лишь на 3,8% в годовом выражении. Другой значимый фактор, по мнению евразийских чиновников, рост энергоэффективности производств внутри ТС, но она явно выросла незначительно. Между тем падение поставок нефти из России может объясняться решением проблемы реэкспорта российской нефти через Казахстан в Китай (теперь она поставляется как российская нефть, см. "Ъ" от 20 декабря 2013 года). Еще один фактор — падение взаимных поставок металла и изделий из них на 25,7%, что в ЕЭК объясняют "развитием машиностроительного производства на местах". Это же сказывается на сокращении торговли машинами, оборудованием и транспортом на 8,8%: в Казахстане, в отличие от России, благодаря совместным проектам в рамках единого экономического пространства "производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов увеличилось на 17,5%", сообщили в ЕЭК. Помимо этого "выравнивание условий торговли товарами третьих стран" позволило сократить в 5,1 раза реэкспорт легковых автомобилей из Белоруссии в Россию.

Подробный анализ данных о взаимной торговле в рамках ТС позволяет сделать вывод, что основные выгоды от образования пока приходятся на белорусских поставщиков техники и оборудования, продовольствия и мебели. И хотя в ЕЭК считают, что картина взаимной торговли по результатам 2014 году будет лучше, угроза ограничений ее растет. В марте в Ростове-на-Дону на правительственном совещании по вопросам обеспечения техникой российских сельхозпроизводителей премьер-министр Дмитрий Медведев запретил закупать белорусские машины за счет денег "Росагролизинга".

Автор:Алексей Ъ-Шаповалов

Источник:kommersant.ru

Председатель Национального банка РК
Инфляция во многом у нас складывается из-за того, что слишком много денег в экономике. Соответственно, когда спроса много, а предложений товаров мало, естественно, что растет инфляция либо количество зарубежных товаров.
Константин Сыроежкин: Китай не намерен жертвовать своими национальными интересами
Руководство КНР прекрасно осознает, что некоторые силы «загоняют страну в угол»
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Бигельды Габдуллин: «Мы все в одной лодке»
Президент ПЕН-клуба о деградации общества и страхе власти перед правдой
Дело о крушении Fokker-100 Bek Air: хозяин дома признал свою вину
Однако он подлежит освобождению от уголовной ответственности согласно сроку давности
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Казахский язык спасут не деньги, а новая педагогическая философия
Почему миллиардные траты не повышают качество преподавания госязыка
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Казахстан на переезде: мегаполисы растут, регионы пустеют
Миграция стала зеркалом экономических и социальных перемен
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента