В Шанхае состоялся саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. По мнению экспертов, между Россией, Китаем и США начинается новый виток борьбы за сферы влияния в Центральной Азии. Свою оценку активизации американской дипломатии в регионе дал заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев – для ИАЦ МГУ.
- С начала года заметна активность США в Центральной Азии, визиты госсекретарей прошли уже во все страны региона. Совсем недавно замглавы госдепартамента США Уильям Бернс побывал в Казахстане. С чем связана такая активность?
- Я вижу активность США не только в Центральной Азии, но, в первую очередь, на Кавказе, что говорит о попытке Соединенных Штатов максимально ослабить российское влияние на всем постсоветском пространстве. Изначально основной упор делался на то, чтобы ослабить связи России и Китая, и были предприняты соответствующие шаги. Когда это не удалось, упор стал делаться на территории постсоветского пространства. Одновременно идет заигрывание с Ираном, который также всячески пытается воспрепятствовать сближению России и Китая. Но реально США никому ничего давать не собираются. Речь идет лишь о посулах, которые под собой не имеют реальных ресурсов. Свободных ресурсов у США нет, и они пытаются создать видимость, что по-прежнему сильны. То же самое сейчас делается в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Заявления руководителя Пентагона: "Мы по-прежнему сильны, мы готовы везде разместить военные базы" реальной силы не имеют.
Что реально США могут дать Казахстану? Какое государство сейчас имеет самые большие вложения в Казахстан? - Китай. Какое государство может реально реализовывать на территории Казахстана крупные проекты? - Опять же, не США. Речь об имитации и о попытках создания у руководства центральноазиатских государств ложного чувства того, что им могут что-то предложить, дать лучше, чем предлагает Россия.
- Близится подписание договора о создании Евразийского экономического союза. В этой связи США могут пойти дальше имитации?
- Еще одна цель США – воспрепятствовать евразийской интеграции. Причем США иногда действуют напрямую, а иногда через своих проводников своих интересов. Если говорить о Европе, то это Польша, Румыния; если говорить о Центральной Азии, то это Турция. Активность Турции в Центральной Азии усилилась, и это обусловлено не только интересами самой Турции, но и тем, что США пытаются через нее влиять на регион. Создание такой ложной картинки будет мешать не только развитию отношений России с государствами Центральной Азии, но и самим государствам Центральной Азии, потому что оно создает ложные приоритеты. Для США Центральная Азия не является приоритетом.
Абсолютным приоритетом для них стали европейские государства, попытки воспрепятствовать их сближению с Россией, а также отдельные государства Азиатско-Тихоокеанского региона. А то, что США готовы вкладываться в достаточно нестабильную Центральную Азию, у меня вызывает серьезные сомнения. Но на политическом уровне через своих союзников и партнеров США будут делать все, чтобы воспрепятствовать любым интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Это имеет явно выраженную антироссийскую направленность. Но в отношении государств Центральной Азии я бы все-таки больше говорил об имитации. Можно говорить о прокладке Транскаспийского газопровода. Но откуда возьмутся ресурсы под этот газопровод? Китай уже выбирает все, что имеет Туркменистан. Я не вижу пока свободных ресурсов для такого строительства. Понятно желание Азербайджана служить страной-транзитером, но я не очень вижу, откуда могут взяться ресурсы, достаточные для магистрального Транскаспийского газопровода с выходом через Азербайджан. Речь идет о чрезмерной политической активности. Из этой же серии и новые предложения, частные случаи вроде Мадридских принципов по Карабаху.
Это перепевки того, что уже было сделано. Высокая политическая активность предназначена для того, чтобы создать у международного сообщества видимость о том, что США по-прежнему сильны, что именно они диктуют свою волю, и они способны навязать свою волю другим государствам. Но США не могут одновременно усиливать военное присутствие в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Например, что предлагают США Украине? Они предлагают гарантировать, что Украина выплатит 1 млрд долларов, гарантируют выплату кредита украинской стороной. Судя по этой ограниченной помощи, создается впечатление, что у США просто нет достаточно ресурсов для более масштабной помощи Украине. Они пытаются использовать Международный валютный фонд, либо заставить европейцев оплачивать их авантюру на Украине.
- Российские эксперты активно обсуждали отказ Нурсултана Назарбаева от участия в неформальном саммите ОДКБ 8 мая в пользу встречи с заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом. Звучали достаточно категоричные формулировки, мол, Казахстан переосмысливает внешнеполитические приоритеты...
- Я бы не стал говорить о каком-то переосмыслении позиций Казахстана по отношению к России. Основной вектор - евразийская интеграция - остается неизменным. Казахстан демонстрирует политику многовекторности, но в условиях жесткого противостояния России и Запада надо все-таки меньше говорить о многовекторности, а больше – о развитии двустороннего сотрудничества. Именно подобная многовекторность привела лидеров Украины к тому, что мы сейчас там имеем. У Казахстана есть определенные опасения в связи с некоторыми заявлениями Жириновского. Не нужно делать такого рода заявлений, России надо быть очень аккуратной с прилегающими государствами, чтобы у них не создавалось впечатление, что Москва в какой-то перспективе может рассмотреть вопрос о присоединении какой-либо территории с русскоязычным населением. Это сигнал российскому руководству о том, чтобы политика была в этом плане более выверена.
Источник:newskaz