По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
На снимке: памятник Аврааму Линкольну в мемориале его имени в Вашингтоне.
Читайте предыдущую историю Евгения ЖОВТИСА «Кто изгоняет «бесов» из казахстанской адвокатуры?»
Как наследить в истории
В Вашингтоне задержали гражданина соседнего с нами Кыргызстана. Он c ощущением собственной значимости металлической монеткой нацарапал своё имя не где-нибудь, а на постаменте памятника одному из национальных героев американского народа – Аврааму ЛИНКОЛЬНУ.
Круто ведь оставить свой след в гнезде мирового империализма: «Здесь был Нурик!» За вандализм ему светило лет десять, но вроде обойдётся. Ущерб оценили в 2000 долларов, а самого «Нурика» из-под стражи освободили.
Вандалы, к сожалению, есть везде, и в тех же Штатах они на чём только не оставляют следы в виде разных графических изображений. И по хулиганке, и в знак протеста.
Но «Нурик», в общем-то, не хулиганил и против чего-либо не протестовал. Он просто хотел оставить свой след, не особо беспокоясь о том, как это выглядит с точки зрения окружающих и что они об этом подумают.
Меня этот случай натолкнул на некоторые обобщения.
В советское время, да и потом трудно было найти какую-нибудь скалу, скамейку или забор, где бы ни побывал обобщённый «Вася». Он считал крайне важным для истории человечества навечно закрепить своё присутствие на этой земле в камне или – пусть временно – в дереве. И таким образом отличиться от других, хотя оставленные им следы не позволяли с достоверностью установить: какой именно из многих тысяч «вась» оставил это конкретное послание миру.
Но главное в том, что «васи» или «нурики» просто исходили из собственных желаний, собственного интереса. Их мало волновало, что об этом подумают другие и какие у этих «других» желания или интересы. Они даже не задумывались, что если все будут расписывать скалы, заборы и скамейки, то объекты для любительской резьбы по камню или дереву в общественных местах достаточно быстро закончатся.
На дороге каждый сам за себя
Езда на своём автомобиле по улицам наших городов –экстремальный вид спорта, расходующий столько нервных клеток и вообще здоровья, что, боюсь, при прочих равных условиях продолжительность жизни у нас будет всегда ниже, чем в тех развитых странах, в число которых мы хотим войти.
Причём многие за рулем, ездящие по правилам, выглядят порой слегка сумасшедшими, поскольку всё время разговаривают сами с собой. Хотя они, конечно, обращаются к окружающим, причём точно зная, что те их не слышат. Словами, который в телевизоре «запикивают», они пытаются сообщить, что думают о тех, кто их подрезает, обгоняет справа, неожиданно тормозит перед ними или включает поворотник за 10 метров до угла, когда тебе надо ехать прямо, перестраиваются поперек всех рядов или втискиваются в любые просветы, хотя ты стоял в пробке уже полчаса, чтобы проехать очередную пару сотен метров. Не говоря уж об эпитетах в адрес джигитов, пролетающих на желтый или вообще красный свет.
Всем этим «васям» и «нурикам» тоже глубоко по барабану твои переживания. Они решают свои проблемы, пытаясь пролезть, протиснуться, отпихнуть локтями, ставя свой интерес на первое место.
Эффект пузыря
Как человека, который много летает самолетом, в том числе за рубеж, меня всегда поражал «эффект пузыря», который характерен для рейсов в постсоветское пространство и из него.
Как только объявляется посадка на рейс, возле выхода в галерею или возле трапа самолёта образуется толпа пассажиров, которые пытаются первыми протиснуться к своему месту в самолёте. Не помогают ни объявления, кого приглашают первыми к посадке, ни распределение посадки по рядам кресел. Обитатели постсоветских стран, создавая друг другу проблемы, толпятся вокруг «узкого горлышка» - прохода к гарантированному месту.
При посадке, игнорируя призывы экипажа дождаться остановки самолета, они почти сразу подскакивают и начинают открывать багажные полки, доставать сумки, а потом маршировать к выходу, не обращая внимания на заблокированных пассажиров на передних рядах. Они их вообще не замечают.
Асфальт «штази» испортила?
Сразу после объединения Германии я ехал по вечернему Берлину. Маршрут западноберлинского автобуса продлили в Восточный Берлин. За рулем был западный немец, который всё время что-то бурчал. Сопровождавшая меня дама объяснила, что водитель ругается, потому что везде какие-то неровности асфальта и даже ямы.
И он говорит, что всё понимает, что в Восточной Германии был тоталитарный режим, «штази» и строительство социализма. Но неужели, возмущался он, руки отсохли нормальный асфальт положить: ездить же неудобно.
Он ещё наших дорог не видел, хоть в городе, хоть в области. А на них целиком или путём «ямочного ремонта» кто-то же асфальт укладывал. И ему или им, видимо, тоже все остальные до лампочки.
Не делай другим того, чего не хочешь себе
Конечно, можно всё это списать на наше отягощенное прошлое. Мы тогда всё время за что-то боролись в очередях - за квартиры, продукты, шмотки, книги. Одним словом - за дефицит.
И привыкли, что всё надо выбивать, доставать, выцарапывать и выдавливать. И главное – добыть своё, не особо обращая внимание на другого. Такая своеобразная конкуренция за место в очереди. Вспомните замечательный фильм Эльдара РЯЗАНОВА «Гараж».
И, наверное, сформировалась определённая психология, которая пока никуда не делась и на которую наслоилась диковатая рыночная экономика.
Конечно, взывать к воплощению «золотого правила нравственности», сформулированного во многих религиях: «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» или «не делай другим того, чего не хочешь себе», - весьма идеалистично. Сразу скажут, что у нас недостаточно культуры, что это требует времени и просвещения и т. д.
Но на Западе это правило работает. Если ты сделаешь другому что-то нехорошее, то жди, что то же самое сделают тебе. Как в начале 90-х мне объяснял официант в английском ресторане: если я кого-то плохо обслужу, а он может оказаться таксистом, парикмахером или официантом из другого ресторана, то завтра он меня так же обслужит.
Кроме того, на каждого «крутого» найдётся тот, что круче. В Штатах это сформулировано следующим образом: людей создал Бог, а Сэмюел КОЛЬТ, изобретатель одноименного револьвера, уравнял их в правах.
Это, конечно, образно, но тем не менее.
Не столько культура, сколько прагматизм
Поэтому, помимо привычки соблюдать правила, там действует принцип: надо учитывать интересы другого, потому что тогда будут учитывать и твои интересы.
Поэтому они так ездят и сразу же перестраиваются, пропуская машины «скорой помощи» и понимая, что завтра в ней можешь оказаться ты или твои родственники.
Поэтому они выстраиваются в линию на остановке автобуса или возле трапа самолёта.
Могу привести ещё много таких примеров.
Это не только и не столько культура, сколько простой прагматизм.
И пока мы этого не поймём, у нас здесь были, есть и будут «васи» и «нурики».
Фото: Вадим БОРЕЙКО.