Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Музей казахских народных музыкальных инструментов в Алматы - единственный в мире. Подобные национальные хранилища имеют мало аналогов даже в Европе, где меломания давно стала неотъёмным элементом культуры и признаком культурности. Хотя ещё неизвестно, кто был музыкальнее и сильнее подвержен влиянию музыки – рафинированные европейцы, приходившие слушать симфонические концерты с нотными партитурами произведений, или номады, съезжавшиеся за сотни километров для того, чтобы побывать на песенном состязании любимых акынов!
Музей разместился в историческом центре Алматы, в бывшем Доме офицерского собрания, возведённом ещё в городе Верном в 1908 году, самым знаменитым местным архитектором - Андреем ЗЕНКОВЫМ (создателем одного из архитектурных городских символов – расположенного невдалеке от православного Кафедрального собора). Впрочем, многим современным посетителям кажется, что сказочный деревянный особняк был изначально спроектирован под именно бережное хранение музыкального достояния. И вправду – трудно найти что-то более гармоничное и цельное, нежели этот резной ларчик и его содержимое! Вот уж, воистину, настоящая музыкальная шкатулка!
В музее старательно собрано всё, что только услаждало перманентную музыкальную жажду жителей Великой Степи .В которой мелодии изливались буквально из всего, что только попадало на глаза не очень-то обременённых вещами кочевников. Музыка лилась из-под высушенных копыт лошадей, своеобразных мега-кастаньет. Или "асыков", служивших не только игрушками для аульных мальчишек, но иколками для степных гуслей. Или натянутых на кобызы и домбры струн из верблюжьих жил, конских волос и козьих кишок.
Материалы, из которых создавались музыкальные инструменты казахов, были плотью от плоти природы, которая их окружала. А мастера, которые их делали – лишь немногим уступали в славе исполнителям. Так что были в Степи и свои Страдивари и свои Гварнери.
Ну а что до исполнителей, то они в степной иерархии, вообще-то, стояли рядом с ханами и султанами! И ещё неизвестно, к кому больше прислушивались вольнолюбивые степняки – к грозным приказам властителей или песенным воззваниям своих певцов. Во всяком случае, если исходить из их посмертной славы, - могилы знаменитых музыкантов зачастую куда более посещаемы потомками, нежели мазары былых повелителей!
Да что земные цари – сама Смерть отступала перед звуками, источаемыми изощрёнными пальцами и тонкими душами мастеров! Удивительна история Коркыт-ата, этого степного Орфея, который своей неистовой игрой на кобызе остановил время и зачаровал судьбу. Пока он играл – смерть была не властна над ним. Но даже после того, как неминуемое свершилось, Коркыт-ата продолжал жить, обернувшись небесным покровителем певцов и шаманов. А его кобыз, архаичный инструмент, похожий на виолончель без верхней деки, сам превратился в своеобразное божество.
Нет, вовсе недаром одним из самых привлекательных для посетителей Музея является мемориальный зал, в котором представлены подлинные инструменты, которые были неотрывными спутниками жизни таких мастеров, как Биржан-сал, Джамбул, Ыхылас, Дина НУРПЕИСОВА или Ахмет ЖУБАНОВ. Одна из жемчужин коллекции - трёхструнная домбра великого Абая КУНАНБАЕВА.
Та слава и популярность, которой обладали среди казахов знаменитые кюйши, акыны и жырау в казахской степи, вполне сопоставима со славой великих композиторов и исполнителей в Европе. И нынешние казахи зачастую обладают рафинированным музыкальным "двуязычием" - знают и ценят достижения мировой классики, они при этом не забывают и свою традиционную, исконную, народную музыку.
Фото: Ⓒ Ratel.kz / Андрей Михайлов.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!