Ремонт нефтепровода, запланированный до весны, кстати, по случайному совпадению завершился сразу после переговоров Токаева с Путиным
Каспийский трубопроводный консорциум заявил 29 ноября о полном завершении ремонта комплекса выносных причальных устройств (ВПУ) в порту Новороссийск, через который экспортируется более 80% казахстанской нефти.
КТК остановил отгрузку с двух ВПУ из трех имеющихся в августе текущего года. Как было объявлено, по причине обнаружения трещин в узлах крепления подводных шлангов-рукавов. Ограничение отгрузки не создало критическую ситуацию для Казахстана только потому, что с начала августа в результате аварии была снижена добыча на Кашагане, которая в полном объеме восстановилась в начале ноябре, тогда же было возвращено в эксплуатацию ВПУ-1. А в сентябре добычу на три недели полностью остановил Карачаганак, где начался капитальный ремонт. Эти два фактора позволили не сокращать объемы нефтедобычи на Тенгизе.
В этом году впервые после двух десятилетий безаварийной работы консорциум чередой преследуют неприятности. 21 марта, спустя всего месяц после начала военных действий в Украине, КТК объявил, что в результате шторма на Чёрном море повреждены два из трех выносных причальных устройств. В результате суммарная суточная добыча в апреле в Казахстане упала на 14%. Ремонтные работы продлились ровно месяц.
В июне КТК во второй раз объявил, что не сможет в полном объеме выполнять свои обязательства перед поставщиками. На сей раз причиной стали найденные в акватории порта неразорвавшиеся мины и снаряды времен Второй мировой войны. Для проведения работ по разминированию порт периодически закрывали для входа танкеров.
5 июля районный суд Новороссийска постановил на 30 суток остановить работу нефтепровода "Тенгиз-Новороссийск" за то, что в ходе проверки разработанного консорциумом плана ликвидации возможных аварийных разливов нефти в нем были выявлены ошибки. Правда, через шесть дней вышестоящий суд отменил это решение, заменив требование приостановки денежным штрафом.
И вот в августе – опять авария на двух ВПУ. Российские средства массовой информации сразу писали, что их ремонт затянется до весны, так как антироссийские санкции затрудняют поставку запчастей. А в конце октября деловое издание "Коммерсант" обрушилось с критикой на акционеров КТК из США, Италии и Великобритании за то, что они "отказались помогать с ремонтом".
"Российской стороне приходится самой искать запчасти через третьи страны или заказывать их производство у национальных предприятий. В частности, речь идет о плавучих шлангах, подводных парашютах, специальных якорях, такелаже, креплениях и лебедках, которые раньше поставлялись из-за рубежа", – пишет издание. И приходит к выводу: "Работа консорциума не может осуществляться в нормальном режиме, пока туда входят западные компании. Без них решать вопросы было бы намного проще и быстрее".
Требование о национализации долей иностранных акционеров в КТК удивительным образом поддержало казахстанское издание, финансируемое через холдинг "Nur Media" партией Amanat – портал Liter.kz. Хотя президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ не раз подчеркивал, что никакого пересмотра контрактов с иностранными инвесторами не будет, и им гарантирована стабильность, у партийных журналистов, похоже, другое мнение. "Казахстан будет получать нормальные дивиденды от КТК наряду с Россией, а единственным доходом бывших акционеров останется только продажа нефти. Логичный исход и решение. Сомневаемся, что высшее руководство Шеврона (Майкл ВИРТ), Эни (Клаудио ДЕСКАЛЬЦИ) и Эксомобила (Даррен ВУДС) сейчас отдает себе в этом отчет", – в лучших традициях советской газеты "Правда" клеймит инвесторов казахстанский Liter, ставя на вид персонально каждому из руководителей мировых нефтегазовых концернов.
А ремонт выносных причальных устройств, запланированный до весны, кстати, завершился по случайному совпадению сразу после официального визита президента Токаева в Москву и его переговоров с президентом России Владимиром ПУТИНЫМ.
Фото: из октрытых источников.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!