Зачем нам водород, когда есть много нефти

6567 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Пятница, 01 Окт 2021, 10:30

Вместо подготовки к новой реальности правительство рапортует об увеличении добычи нефти

Фото: первый в мире водородный поезд Coradia iLint во Франции / Alstrom.

Мировая энергетика открывает новую страницу – водородную. Во Франции в первый рейс отправился водородный поезд Coradia iLint, оснащённый топливными элементами, преобразующими водород в электричество. Они расположены на крыше состава и обеспечивают пробег в 600 километров на скорости до 140 километров в час без каких-либо загрязняющих выбросов – при движении поезда в атмосферу выделяется только пар.

Читайте также
Варшава хочет экстрадировать экс-владельца криптобиржи в Казахстан

В ближайшее время во Франции планируется запустить 14 поездов на водороде, которые заменят старые дизельные в четырёх регионах страны. А к 2035 году здесь хотят полностью избавиться от дизельного железнодорожного транспорта.

По заказу нефтегазового концерна Orlen польская компания PESA Bydgoszcz построила первый локомотив на водороде, его презентация состоялась недавно на международной железнодорожной выставке в Гданьске. Локомотив, использующий водород в качестве топлива, будет эксплуатироваться на нефтеперерабатывающем заводе Orlen в Плоцке.

Забота о будущем планеты заставляет правительства разных стран переводить экономику на источники энергии с меньшим выбросом СО2 в атмосферу – это поможет если не избежать, то хотя бы замедлить катастрофические изменения климата.

В подготовленном компанией BP сценарии нулевого углеродного следа прогнозируется, что мировое потребление чистого водорода (Н2) составит 16% энергобаланса, причём в промышленности его доля достигнет 18%, в транспортном секторе – 10%.

Схожие прогнозы у глобальной инициативы Hydrogen Council, которая ожидает, что к 2050 году водород займёт 18% в конечном потреблении, сформировав рынок ёмкостью 2,5 трлн долларов.

Пока себестоимость производства Н2 несопоставима с ценой традиционной генерации электроэнергии, поэтому основные его производители – газовики. Методом паровой конверсии метана они производят так называемый "голубой" водород, но эксперты BP ожидают, что к 2050 году до половины произведённого объёма Н2 составит "зелёный" водород, полученный методом электролиза из электроэнергии, выработанной возобновляемыми источниками.

Читайте также
"Ломать" нефтяные аукционы больше не получится

Правительство Германии в июне 2020 года утвердило Национальную водородную стратегию стоимостью 9 млрд евро. Документ содержит 38 политических, законодательных, налоговых и финансовых мер обеспечения широкомасштабного плана поддержки экологичных водородных технологий в самых разных сферах: не только в электроэнергетике, на автомобильном и железнодорожном транспорте, но и в чёрной металлургии, нефтехимии, авиации.

Во Франции нефтяной концерн Total в январе текущего года подписал с компанией Engie соглашение о сотрудничестве в разработке, строительстве и эксплуатации крупнейшего в стране производства "зелёного" водорода. Электролизер мощностью 40 МВт будет располагаться в регионе Прованс-Альпы-Лазурный берег, питаться от солнечных электростанций мощностью 100 Мвт и производить 5 тонн в день "зелёного" водорода, который будет потребляться заводом по производству биотоплива, принадлежащим нефтяной компании.

Правительство Российской Федерации в октябре прошлого года утвердило "дорожную карту" по развитию водородной энергетики до 2024 года.  Программа предполагает запуск уже в следующем году компаниями "Газпром" и "Росатом" пилотных установок по производству водорода.

А что Казахстан?

Как сообщила нацкомпания Kazakh Invest, она нашла инвестора, который хочет построить ветровые и солнечные станции, за счёт чистой энергии с которых будет производиться до 2 млн тонн продукции в год. Это немецко-шведская компания Svevind Energу GmbH, представившая проект производства Н2 путём электролиза с использованием опреснённой воды в Мангистауской области. Нынешним летом делегация технических специалистов даже прилетала в Мангистау, чтобы проанализировать условия проекта на месте. А что касается сроков – они не внушают оптимизма, Kazakh Invest осторожно заявляет в сообщении, что проект может быть реализован в промежутке между 2027 и 2031 годами.

Готовится ли казахстанское правительство к новой реальности? Работает ли над разработкой водородной программы, чтобы не оказаться на задворках прогресса? Похоже, что нет. Вместо этого бодро рапортует, когда ОПЕК разрешает увеличить суточную добычу нефти на очередной десяток тысяч баррелей.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
Почему госпрограммы в Казахстане не доживают до конца
К 2025 году национальные проекты снова уходят в «концепции»
Как Алматы лишил Алма-Ату еще одного памятника
Репортажи из прошлого
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Метания правительства: реформа или откат к ручному управлению?
Экстренные меры по стабилизации экономики перечеркивают логику заявленных преобразований
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента