Зачем нам водород, когда есть много нефти

6635 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Пятница, 01 Окт 2021, 10:30

Вместо подготовки к новой реальности правительство рапортует об увеличении добычи нефти

Фото: первый в мире водородный поезд Coradia iLint во Франции / Alstrom.

Мировая энергетика открывает новую страницу – водородную. Во Франции в первый рейс отправился водородный поезд Coradia iLint, оснащённый топливными элементами, преобразующими водород в электричество. Они расположены на крыше состава и обеспечивают пробег в 600 километров на скорости до 140 километров в час без каких-либо загрязняющих выбросов – при движении поезда в атмосферу выделяется только пар.

Читайте также
Варшава хочет экстрадировать экс-владельца криптобиржи в Казахстан

В ближайшее время во Франции планируется запустить 14 поездов на водороде, которые заменят старые дизельные в четырёх регионах страны. А к 2035 году здесь хотят полностью избавиться от дизельного железнодорожного транспорта.

По заказу нефтегазового концерна Orlen польская компания PESA Bydgoszcz построила первый локомотив на водороде, его презентация состоялась недавно на международной железнодорожной выставке в Гданьске. Локомотив, использующий водород в качестве топлива, будет эксплуатироваться на нефтеперерабатывающем заводе Orlen в Плоцке.

Забота о будущем планеты заставляет правительства разных стран переводить экономику на источники энергии с меньшим выбросом СО2 в атмосферу – это поможет если не избежать, то хотя бы замедлить катастрофические изменения климата.

В подготовленном компанией BP сценарии нулевого углеродного следа прогнозируется, что мировое потребление чистого водорода (Н2) составит 16% энергобаланса, причём в промышленности его доля достигнет 18%, в транспортном секторе – 10%.

Схожие прогнозы у глобальной инициативы Hydrogen Council, которая ожидает, что к 2050 году водород займёт 18% в конечном потреблении, сформировав рынок ёмкостью 2,5 трлн долларов.

Пока себестоимость производства Н2 несопоставима с ценой традиционной генерации электроэнергии, поэтому основные его производители – газовики. Методом паровой конверсии метана они производят так называемый "голубой" водород, но эксперты BP ожидают, что к 2050 году до половины произведённого объёма Н2 составит "зелёный" водород, полученный методом электролиза из электроэнергии, выработанной возобновляемыми источниками.

Читайте также
"Ломать" нефтяные аукционы больше не получится

Правительство Германии в июне 2020 года утвердило Национальную водородную стратегию стоимостью 9 млрд евро. Документ содержит 38 политических, законодательных, налоговых и финансовых мер обеспечения широкомасштабного плана поддержки экологичных водородных технологий в самых разных сферах: не только в электроэнергетике, на автомобильном и железнодорожном транспорте, но и в чёрной металлургии, нефтехимии, авиации.

Во Франции нефтяной концерн Total в январе текущего года подписал с компанией Engie соглашение о сотрудничестве в разработке, строительстве и эксплуатации крупнейшего в стране производства "зелёного" водорода. Электролизер мощностью 40 МВт будет располагаться в регионе Прованс-Альпы-Лазурный берег, питаться от солнечных электростанций мощностью 100 Мвт и производить 5 тонн в день "зелёного" водорода, который будет потребляться заводом по производству биотоплива, принадлежащим нефтяной компании.

Правительство Российской Федерации в октябре прошлого года утвердило "дорожную карту" по развитию водородной энергетики до 2024 года.  Программа предполагает запуск уже в следующем году компаниями "Газпром" и "Росатом" пилотных установок по производству водорода.

А что Казахстан?

Как сообщила нацкомпания Kazakh Invest, она нашла инвестора, который хочет построить ветровые и солнечные станции, за счёт чистой энергии с которых будет производиться до 2 млн тонн продукции в год. Это немецко-шведская компания Svevind Energу GmbH, представившая проект производства Н2 путём электролиза с использованием опреснённой воды в Мангистауской области. Нынешним летом делегация технических специалистов даже прилетала в Мангистау, чтобы проанализировать условия проекта на месте. А что касается сроков – они не внушают оптимизма, Kazakh Invest осторожно заявляет в сообщении, что проект может быть реализован в промежутке между 2027 и 2031 годами.

Готовится ли казахстанское правительство к новой реальности? Работает ли над разработкой водородной программы, чтобы не оказаться на задворках прогресса? Похоже, что нет. Вместо этого бодро рапортует, когда ОПЕК разрешает увеличить суточную добычу нефти на очередной десяток тысяч баррелей.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
От реформы к катастрофе: как Академия Алтынсарина уничтожает фундамент образования
В Казахстане снова разгорелся скандал вокруг реформ школьного образования
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером