Зачем "КазМунайГаз" финансирует строительство электростанции в Нэводари, а не в Атырау

13224 просмотров
0
Олег ЧЕРВИНСКИЙ
Понедельник, 03 Мар 2025, 09:00

Новая ТЭС появилась не в Казахстане, а в Румынии

"КазМунайГаз" отчитался о начале ввода в эксплуатацию новой тепловой электростанции. Она будет вырабатывать 70 МВт в час, из которых полностью будут обеспечиваться энергетические потребности принадлежащего КМГ нефтеперерабатывающего завода, а остаток энергии продаваться сторонним потребителям. Нацкомпания инвестировала в этот проект 164 млн долларов. И осталось бы только порадоваться за неё, если не знать, что новая ТЭС появилась не в Казахстане, а в Румынии. Хотя принадлежащие КМГ Атырауский НПЗ и нефтедобывающие активы в Западном Казахстане периодически страдают от дефицита электричества и аварийных отключений.

Читайте также
Магзум Мирзагалиев в Румынии защищает деньги "КазМунайГаза"

Как говорится в пресс-релизе "КазМунайГаза", генеральный подрядчик проекта в области инжиниринга, закупок и строительства – компания Calik Enerji – совместно со специалистами Rompetrol Energy в настоящее время продолжают испытания по синхронизации газовых турбин ТЭС с национальной энергосистемой Румынии и интеграцию ТЭС с НПЗ Petromidia.

Особо КМГ гордится тем, подчеркивается в пресс-релизе, что газовые турбины SGT-750 производства Siemens, установленные на станции, впервые используются в Румынии. Точно так, как в прошлом году предметом гордости явилось то, что "КазМунайГаз" заплатил больше налогов в румынский бюджет, нежели в казахстанский.

Строительство новой электростанции – еще один весомый вклад в экономическое процветание Румынии по просьбе румынского правительства, отказать которому невозможно. Как известно, после покупки казахами компании Rompetrol у румынского правительства появилась масса финансовых претензий к новым собственникам. Чтобы урегулировать их, "КазМунайГаз" вынужден был осенью 2018 года согласиться на создание Казахстанско-румынского энергетического инвестиционного фонда (FIEKR). Как было заявлено, заключение соглашения о создании фонда ставит точку в многолетних финансовых разногласиях между казахстанской стороной и правительством Румынии, возникших в ходе покупки "КазМунайГазом" перерабатывающих и трейдинговых активов в этой стране.

Читайте также
Румынский гамбит

В частности, окончательно закрывается вопрос, связанный с выплатой правительству Румынии давней налоговой задолженности компании Rompetrol Rafinare S.A.. Долг этот образовался до 2003 года, то есть в период, когда эта компания ещё не принадлежала KMG International. Правительством тогда было принято решение, поддержанное парламентом страны, о конвертации налогового долга в облигации. В 2010 году, после покупки актива казахстанской стороной, было осуществлено погашение обязательств путём их конвертации в акции завода. В результате румынское государство стало владельцем 44,67% акций Rompetrol Rafinare S.A., а данный исторический долг был де-юре погашен. Однако позже власти Румынии, поддержанные общественностью, не согласились с таким методом конвертации задолженности и потребовали от Казахстана "повторного" выкупа облигаций за "живые деньги".

Спор продолжался вплоть до 2013 года, пока между "КазМунайГазом" и румынским правительством не был подписан меморандум о взаимопонимании, позволивший урегулировать способы конверсии госпакета акций в ликвидные активы. KMGI выкупил у румынского правительства 26,67% из принадлежащих ему 44,67% акций Rompetrol Rafinare за 200 млн долларов США. Остальные 18% акций были проданы румынской госкомпании в сфере энергетики Societatea de Administrare a Participaţiilor în Energie S.A. (SAPE).

Читайте также
На кого работает Rompetrol

Дополнительно "КазМунайГаз" согласился на создание совместного инвестиционного фонда на 1 млрд долларов США, в котором KMG International будет принадлежать 80%, а SAPE 20%. Основной задачей фонда определено развитие энергетических проектов в Румынии. Одним из проектов и стало строительство на площадке НПЗ Petromidia ТЭЦ в режиме когенерации, которая будет производить комбинированно электрическую и тепловую энергию для обеспечения НПЗ Petromidia и города Нэводари.

Второй проект предусматривал расширение сети АЗС "Rompetrol" посредством строительства с нулевого цикла порядка 80 новых станций на территории Румынии. О других проектах публично не объявлялось.

В то же время и уже реализованный вызывает немало вопросов: по стоимости, срокам и выбору подрядчиков. Вопросы эти мы направили в пресс-службу "КазМунайГаза". И как только получим ответы, незамедлительно их опубликуем, чтобы прояснить тем самым ситуацию вокруг фонда, инвестирующего казахстанские деньги не в Казахстане, а в Румынии.

Фото: kmg.kz.

Больше новостей и комментариев о событиях в мире нефти и газа – в телеграм-канале Олега Червинского "Нефть и газ Казахстана. Факты и комментарии".

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Министр внутренних дел РК
Назрела необходимость ограничения времени реализации спиртного в развлекательных заведениях. В указанных объектах в опьянении совершено более 1 400 преступлений, в том числе три убийства.
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
МВД Казахстана закручивает пробки на рынке алкоголя
Что стоит за попыткой ужесточения продаж алкогольных напитков?
Индрик-зверь: Что известно о монстре, затмившем динозавров на территории Казахстана
Занимательная история от Андрея Михайлова
Судмедэксперты по делу Bek Air: при «тысячекратных перегрузках» человек может выжить
В Алматы продолжаются слушания по делу о катастрофе самолета Fokker-100
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Мечты казахстанцев о квадратных метрах «уходят» в область фантастики
Разбираемся к чему приведет повышение базовой ставки до 18%
Куантай Абдимади: Мужчина имеет право быть слабым
Актер о страхах, ролях и жизни между аулом и большим экраном
Трансформация ШОС – альтернатива «старым правилам»?
Константин Сыроежкин: Необходимо научиться ощущать себя суверенным государством
«Железная дорога в тупике»: как развивается казахстанская логистика
Эксперт о закрытии границ, дефиците вагонов и перспективах железнодорожных перевозок
Когда правительство возьмётся за яйца
Прагматично-патриотическое молодёжное движение издало "Ежедневник строителя Второй Республики" с цитатами президента