Почему Франсиско Франко нужно было решать проблему изоляции Испании
На снимке в центре: Франсиско Франко.
Читайте предыдущую статью Жараса Ахметова «Безболезненный демонтаж диктатуры».
Инвестиции в основной капитал как источник роста
Испания в 60-70-е годы прошлого века показывала довольно высокие темпы экономического роста. В таблице 1, заимствованной из книги О.В. БУТОРИНОЙ «Испания. Стратегия экономического подъема», приведены некоторые данные, характеризующие экономику Испании того времени в сравнении с данными Европейского экономического сообщества.
То, что экономика Испании, как видно из таблицы, росла быстрее экономики ЕЭС, ничего удивительного нет – отстававшие в развитии экономики, при некотором стечении обстоятельств, способны показывать более высокие темпы роста в сравнении с более развитыми странами. Но каковы же были обстоятельства, благодаря котором экономика Испании стала расти, несмотря на установившуюся в стране фашистскую диктатуру? Здесь есть два аспекта: экономический и политический.
Экономический аспект заключается в том, что экономический рост обеспечивается за счет увеличения инвестиций в основной капитал. Вновь созданные и обновленные основные фонды ведут к росту производительности труда, что эквивалентно росту экономики. И понятно, что рост инвестиций в основной капитал можно обеспечить хоть при демократии, хоть при диктатуре.
И если предположить, что плоды технического и технологического прогресса доступны для всех, и есть неограниченные источники для инвестиций, то технически более отсталая страна за счет замещения морально устаревших основных фондов будет показывать более высокие темпы экономического роста в сравнении с более развитыми странами, меньше инвестирующими в основной капитал – у них нет такой потребности в основных фондах.
И если обратиться к истории, то мы увидим высокие темпы роста в 30-е годы в сталинском СССР, в 60-70-е в Корее при диктатуре ПАК Чжон Хи, с 80-х по сегодняшний день в современном Китае.
Но есть одна проблема: при таком представлении об экономическом росте все авторитарные и тоталитарные режимы были бы устойчивыми. И мы бы сегодня жили не в независимом Казахстане, а в союзной республике в составе СССР, в Корее все еще правили бы генералы, в Испании наследники каудильо, а Китай не встал бы на путь реформ после смерти МАО.
Исторический опыт нам говорит о крайней неустойчивости авторитарных и тоталитарных режимов. Практически все они довольно быстро, если мерить в масштабах истории, приходят к краху. Если и есть исключения, то это совсем маленькие страны, изолировавшиеся от внешнего мира и застрявшие в прошлом.
Важность прогресса
При стабильном техническом и технологическом уровне, при низких темпах прироста населения, механический рост инвестиций в основной капитал имеет пределы позитивного влияния на экономику. Это называется убывающей отдачей от прироста основных фондов или убывающей предельной производительностью капитала.
На самом деле, если нет технического прогресса, если нет достаточного прироста населения, то новые производственные мощности не ведут к росту производительности труда. Более того, в таких условиях рост инвестиций ведет к опережающему по отношению к производительности труда росту доходов населения, что ведет к высокой инфляции и разрушению финансовой системы страны. С этой проблемой, к примеру, столкнулся СССР во второй половине 60-х годов прошлого века, что в конечном итоге привело к его краху.
Технический и технологический прогресс можно импортировать. Этим занимались все авторитарные и тоталитарные режимы: от СССР до современного Китая. Всем известен вклад в сталинскую индустриализацию Альберта КАНА.
Но возможности импорта технического прогресса довольно ограничены. Для режима ФРАНКО до 1951 года, пока Испания, как фашистское государство, находилась в режиме изоляции, возможности импорта технологий были значительно ограничены. Для СССР эти возможности сократились после начала «холодной войны».
Но даже если нет формальных поводов для ограничений, импорт прогресса все равно таит в себе угрозы для авторитарных и тоталитарных режимов. Технический прогресс требует свободы обмена мнениями, идеями, свободы дискуссий. Даже если речь идет об адаптации импортированных технологий. Но любая свободная дискуссия всегда выходит за пределы узко научных или технических проблем. Рано или поздно, начинает обсуждаться окружающая действительность со всеми ее недостатками. А это ведет к подрыву идеологических и политических устоев режима. Недаром СТАЛИН довольно быстро отказался от услуг иностранных специалистов и опустил «железный занавес».
Нужда не позволила Сталину ограничить общение с зарубежными коллегами физикам и математикам. И первые крупные диссиденты вышли как раз из научной среды. Например, Андрей САХАРОВ и Игорь ШАФАРЕВИЧ.
И чтобы закрыть эту тему. Новый технический и технологический рывок СССР совершил в годы войны и послевоенные годы. Здесь свою роль сыграли и сама война, стимулирующая создание новых технологий и технических решений, и ленд-лиз, и послевоенные репарации. А уже со второй половины 60-х технологическое отставание от развитых стран стало нарастать.
Южнокорейские генералы не решились, да и не могли, опустить «железный занавес», что привело к падению их режима в 1988 году после серии акций массовых протестов.
И для современного Китая политика идеологического изоляционизма таит в себе угрозу того, что новый научный и технический скачок обойдет его стороной.
Источники средств для инвестиций
Роберт СОЛОУ в своей модели экономического роста в качестве источников инвестиций рассматривал исключительно сбережения населения. Другие источники, в свете поставленных им перед собой задач, его не интересовали.
Действительно, сбережения населения играют важную роль как средство финансирования инвестиций. Но есть и другие источники: государство и иностранный капитал.
Сбережения – это разница между доходами населения и их потреблением. Сталин решил проблему просто: сократил потребление населения и изъял все их сбережения.
Пак Чжон Хи сделал ставку на иностранный капитал и государство – население было слишком бедным, а сталинские методы для Пак Чжон Хи оказались неприемлемыми. Государственное финансирование подстегивает рост цен, но корейский президент на это пошел вполне сознательно.
Итак, в 1951 году, когда по всей Европе начался экономический подъем, Франсиско Франко должен был решить две проблемы: импортировать технологии и привлечь в Испанию иностранный капитал – население было бедным, а государственное финансирование при отсутствии новых технологий только разогнало бы инфляцию без особого прока.
Но эти проблемы не имели решения, потому что Испания как страна, пусть напрямую и не участвовавшая в войне на стороне ГИТЛЕРА, но все равно оказывавшая ему моральную поддержку («Голубая дивизия» была все-таки добровольческим формированием), находилась в изоляции. Нужно было что-то менять, чтобы режим изоляции был снят. Об этом в следующей заметке.
Фото: kommersant.ru.