Власть Казахстана. Штрихи к портрету

3104 просмотров
0
Жарас АХМЕТОВ
Четверг, 24 Апр 2025, 12:00

Динамика концентрации личной власти в стране

Характер власти в стране в значительной степени влияет на ее социальное, культурное и экономическое развитие. На диаграмме 1 отображена связь между среднегодовым приростом ВВП на душу населения в период с 1990 г. по 2023 г. включительно и средним значением Индекса концентрации личной власти за тот же период (чем выше значение индекса, тем сильнее концентрация власти).

Диаграмма 1.

(Примечание: ВВП на душу населения посчитан в постоянных долларах 2015).

На диаграмме можно увидеть, что определенная взаимосвязь между этими показателями есть. Наибольший среднегодовой прирост ВВП на душу населения (в среднем больше 300$ в год) демонстрируют страны с наименьшей концентрацией личной власти (зеленые точки). Исключение составляют Китай и Панама.

Снижался ВВП на душу населения (отрицательный рост) в рассматриваемый период у стран с высокой концентрацией личной власти (красные точки).

У стран со среднегодовым приростом ВВП на душу населения между 0$ и 300$ (синие точки) связь не такая очевидная. На эти страны, помимо качества институтов, оказывают значительное влияние географические факторы (например, Мальдивы, Сейшелы, Маврикий), наличие природной ренты (например, Казахстан), неблагоприятное историческое прошлое (например, Кабо-Верде).

Именно потому что большая природная рента во многом определяет экономическую ситуацию в Казахстане, для обсуждения потенциала развития нашей страны есть необходимость посмотреть на то, что из себя представляет наша власть.

В этой заметке мы посмотрим на динамику концентрации личной власти в Казахстане; в какой степени достигается идеал подотчетности правительства; в какой степени исполнительная власть уважает конституцию и выполняет судебные решения, и в какой степени судебная власть способна действовать независимо; в какой степени политика основана на клиентоориентированных отношениях и в какой степени политические деятели используют политические должности для личной или политической выгоды.

Все используемые в заметке индексы заимствованы у Института по изучению демократии при Гетеборгском университете V-Dem.

Концентрация личной власти в Казахстане

Под концентрацией личной власти (или неопатримониальностью) V-Dem понимает режим, сочетающий в себе клиентелистские политические отношения, сильных и неограниченных президентов и использование общественных ресурсов для политической легитимации.

Диаграмма 2.

На диаграмме 2 видно, что в момент обретения Казахстаном независимости концентрация личной власти уже была значительной. Но она тут же начала расти. Исполнительная власть в 90-е подмяла под себя законодательную и судебную ветви власти. Обосновывалось это необходимостью сохранения гражданского мира в стране и проведения сложных экономических реформ. В некотором смысле Казахстан повторял путь, пройденный в свое время Южной Кореей, Тайванем, Сингапуром, Испанией времен ФРАНКО и Португалией времен САЛАЗАРА. Отличие в том, что все эти страны, за исключением Сингапура, впоследствии провели демократические реформы.

После 2012 г. мы видим снижение уровня концентрации личной власти. Но речь идет, скорее, о косметических изменениях, а не о реальных политических реформах. Уровень концентрации личной власти остается все еще значительным.

Подотчетность исполнительной власти

Институт V-Dem оценивает способность законодательной власти, генерального контролера (в нашем случае Высшей аудиторской палаты), генерального прокурора или омбудсмена задавать вопросы, проводить расследования и осуществлять надзор за исполнительной властью.

По уровню контроля за деятельностью исполнительной власти Казахстан входит в группу аутсайдеров, занимая 150 место среди 173 стран. Нашими соседями являются Габон, Россия, Лаос и Бангладеш. Динамика индекса контроля исполнительной власти отображена на диаграмме 3.

Диаграмма 3.

(Примечание: чем выше значение индекса, тем сильнее контроль за деятельностью исполнительной власти).

Как и в случае с концентрацией личной власти, мы видим некий незначительный рост контроля за деятельностью исполнительной власти. Является ли это началом нового тренда на рост контроля или случайным всплеском, покажет время. Но говорить о серьезных изменениях прямо сейчас не приходится.

Судебная система и исполнительная власть

Институт V-Dem оценивает, в какой степени исполнительная власть уважает конституцию и выполняет судебные решения и в какой степени судебная власть способна действовать независимо.

Казахстан по этому показателю занимает 159 место среди 173 стран. Нашими соседями являются Китай, Камбоджа, Россия и Судан. Динамика индекса отображена на диаграмме 4.

Диаграмма 4.

(Примечание: чем выше значение индекса, тем независимее судебная система).

Как и в предыдущих случаях на диаграмме мы видим незначительный рост индекса независимости судебной системы. Но пока все еще рано говорить о реальных и заметных изменениях.

Клиентизм и политическая коррупция

Институт V-Dem исследует клиентоориентированность и режимную коррупцию государств.

Клиентоориентированные отношения включают в себя целенаправленное распределение ресурсов в пользу клиентелы (товаров, услуг, рабочих мест, денег и т.д.) в обмен на политическую поддержку.

Режимная коррупция – это использование политиками своих должностей для личной и/или политической выгоды. Режимная коррупция – частный случай коррупции вообще.

По клиентоориентированности Казахстан занимает 126 место среди 173 стран. Нашими соседями являются Черногория, Кувейт, Египет и Афганистан.

По уровню режимной коррупции Казахстан занимает 159 место среди 173 стран. Соседи: Пакистан, Афганистан, Сирия и Гвинея.

Динамика индексов отображена на диаграмме 5.

Диаграмма 5.

(Примечание: чем выше значение индексов, тем больше клиентоориентированность и сильнее режимная коррупция).

В последние годы значения индексов улучшились, но пока еще рано говорить о реальных изменениях.

Итоги

На экономическое развитие влияет множество факторов. И характер политического режима только один из них. Но он относится к числу важнейших. Для примера посмотрим на связь между клиентоориентированностью режима и уровнем кредитования банками частного сектора (диаграмма 6).

На диаграмме мы видим, что чем выше уровень клиентоориентированности политического режима, тем хуже банки кредитуют частный сектор экономики. Политэкономическое объяснение этого феномена довольно просто: клиентела получает от режима такие привилегии, которые дают ей значительные преимущества при доступе к банковскому кредитованию по сравнению с простыми предпринимателями. Более того, конкурентная среда искажается в пользу клиентелы так, что кредитоспособность простых предпринимателей ухудшается.

Диаграмма 6.

Таким образом, изменение характера политического режима должно являться одним из направлений реформ, нацеленных экономическое и социальное развитие страны.

Фото: © Ratel.kz / Малик Кумарбеков.

ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Вице-министр торговли и интеграции
"Я езжу на рынок "Асем", и я знаю, кто продаёт мясо,кто - курочку, где торговая точка от производителя, где бытовая химия. Подхожу целенаправленно, там беру - я знаю, что там дешевле. Кто может себе позволить подороже - пусть идёт в премиум - супермаркет, например"
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Виталий Колточник: «Почему японский разворот меняет глобальную безопасность и какое место в новой конфигурации занимает Казахстан»
«Казахстан воспринимают как предсказуемого, нейтрального и конструктивного партнёра»
Казахстан Второй Республики: как новая Концепция внутренней политики задает правила Справедливого Казахстана
От ответа на вызовы к формуле будущего: государство, которое действует по принципу справедливости для всех
Какой город «круче»: Астана, Алматы или Шымкент?
Сравнительный анализ трёх мегаполисов по демографии, доходам и экономике
Ерлан Карин: Это не журналистика и не общественная деятельность - это полукриминальный бизнес на шантаже и вымогательстве
Разбираем ключевые акценты из новой статьи госсоветника Ерлана Карина
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
Ерлан Карин: Это не журналистика и не общественная деятельность - это полукриминальный бизнес на шантаже и вымогательстве
Разбираем ключевые акценты из новой статьи госсоветника Ерлана Карина
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером