
Динамика концентрации личной власти в стране
Характер власти в стране в значительной степени влияет на ее социальное, культурное и экономическое развитие. На диаграмме 1 отображена связь между среднегодовым приростом ВВП на душу населения в период с 1990 г. по 2023 г. включительно и средним значением Индекса концентрации личной власти за тот же период (чем выше значение индекса, тем сильнее концентрация власти).
Диаграмма 1.
(Примечание: ВВП на душу населения посчитан в постоянных долларах 2015).
На диаграмме можно увидеть, что определенная взаимосвязь между этими показателями есть. Наибольший среднегодовой прирост ВВП на душу населения (в среднем больше 300$ в год) демонстрируют страны с наименьшей концентрацией личной власти (зеленые точки). Исключение составляют Китай и Панама.
Снижался ВВП на душу населения (отрицательный рост) в рассматриваемый период у стран с высокой концентрацией личной власти (красные точки).
У стран со среднегодовым приростом ВВП на душу населения между 0$ и 300$ (синие точки) связь не такая очевидная. На эти страны, помимо качества институтов, оказывают значительное влияние географические факторы (например, Мальдивы, Сейшелы, Маврикий), наличие природной ренты (например, Казахстан), неблагоприятное историческое прошлое (например, Кабо-Верде).
Именно потому что большая природная рента во многом определяет экономическую ситуацию в Казахстане, для обсуждения потенциала развития нашей страны есть необходимость посмотреть на то, что из себя представляет наша власть.
В этой заметке мы посмотрим на динамику концентрации личной власти в Казахстане; в какой степени достигается идеал подотчетности правительства; в какой степени исполнительная власть уважает конституцию и выполняет судебные решения, и в какой степени судебная власть способна действовать независимо; в какой степени политика основана на клиентоориентированных отношениях и в какой степени политические деятели используют политические должности для личной или политической выгоды.
Все используемые в заметке индексы заимствованы у Института по изучению демократии при Гетеборгском университете V-Dem.
Концентрация личной власти в Казахстане
Под концентрацией личной власти (или неопатримониальностью) V-Dem понимает режим, сочетающий в себе клиентелистские политические отношения, сильных и неограниченных президентов и использование общественных ресурсов для политической легитимации.
Диаграмма 2.
На диаграмме 2 видно, что в момент обретения Казахстаном независимости концентрация личной власти уже была значительной. Но она тут же начала расти. Исполнительная власть в 90-е подмяла под себя законодательную и судебную ветви власти. Обосновывалось это необходимостью сохранения гражданского мира в стране и проведения сложных экономических реформ. В некотором смысле Казахстан повторял путь, пройденный в свое время Южной Кореей, Тайванем, Сингапуром, Испанией времен ФРАНКО и Португалией времен САЛАЗАРА. Отличие в том, что все эти страны, за исключением Сингапура, впоследствии провели демократические реформы.
После 2012 г. мы видим снижение уровня концентрации личной власти. Но речь идет, скорее, о косметических изменениях, а не о реальных политических реформах. Уровень концентрации личной власти остается все еще значительным.
Подотчетность исполнительной власти
Институт V-Dem оценивает способность законодательной власти, генерального контролера (в нашем случае Высшей аудиторской палаты), генерального прокурора или омбудсмена задавать вопросы, проводить расследования и осуществлять надзор за исполнительной властью.
По уровню контроля за деятельностью исполнительной власти Казахстан входит в группу аутсайдеров, занимая 150 место среди 173 стран. Нашими соседями являются Габон, Россия, Лаос и Бангладеш. Динамика индекса контроля исполнительной власти отображена на диаграмме 3.
Диаграмма 3.
(Примечание: чем выше значение индекса, тем сильнее контроль за деятельностью исполнительной власти).
Как и в случае с концентрацией личной власти, мы видим некий незначительный рост контроля за деятельностью исполнительной власти. Является ли это началом нового тренда на рост контроля или случайным всплеском, покажет время. Но говорить о серьезных изменениях прямо сейчас не приходится.
Судебная система и исполнительная власть
Институт V-Dem оценивает, в какой степени исполнительная власть уважает конституцию и выполняет судебные решения и в какой степени судебная власть способна действовать независимо.
Казахстан по этому показателю занимает 159 место среди 173 стран. Нашими соседями являются Китай, Камбоджа, Россия и Судан. Динамика индекса отображена на диаграмме 4.
Диаграмма 4.
(Примечание: чем выше значение индекса, тем независимее судебная система).
Как и в предыдущих случаях на диаграмме мы видим незначительный рост индекса независимости судебной системы. Но пока все еще рано говорить о реальных и заметных изменениях.
Клиентизм и политическая коррупция
Институт V-Dem исследует клиентоориентированность и режимную коррупцию государств.
Клиентоориентированные отношения включают в себя целенаправленное распределение ресурсов в пользу клиентелы (товаров, услуг, рабочих мест, денег и т.д.) в обмен на политическую поддержку.
Режимная коррупция – это использование политиками своих должностей для личной и/или политической выгоды. Режимная коррупция – частный случай коррупции вообще.
По клиентоориентированности Казахстан занимает 126 место среди 173 стран. Нашими соседями являются Черногория, Кувейт, Египет и Афганистан.
По уровню режимной коррупции Казахстан занимает 159 место среди 173 стран. Соседи: Пакистан, Афганистан, Сирия и Гвинея.
Динамика индексов отображена на диаграмме 5.
Диаграмма 5.
(Примечание: чем выше значение индексов, тем больше клиентоориентированность и сильнее режимная коррупция).
В последние годы значения индексов улучшились, но пока еще рано говорить о реальных изменениях.
Итоги
На экономическое развитие влияет множество факторов. И характер политического режима только один из них. Но он относится к числу важнейших. Для примера посмотрим на связь между клиентоориентированностью режима и уровнем кредитования банками частного сектора (диаграмма 6).
На диаграмме мы видим, что чем выше уровень клиентоориентированности политического режима, тем хуже банки кредитуют частный сектор экономики. Политэкономическое объяснение этого феномена довольно просто: клиентела получает от режима такие привилегии, которые дают ей значительные преимущества при доступе к банковскому кредитованию по сравнению с простыми предпринимателями. Более того, конкурентная среда искажается в пользу клиентелы так, что кредитоспособность простых предпринимателей ухудшается.
Диаграмма 6.
Таким образом, изменение характера политического режима должно являться одним из направлений реформ, нацеленных экономическое и социальное развитие страны.
Фото: © Ratel.kz / Малик Кумарбеков.
ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ ВЫ МОЖЕТЕ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!