В художественном сообществе разгорелись страсти по поводу модернизации сознания
В художественном сообществе разгорелись страсти по поводу государственной программы модернизации сознания (полное название - «Модернизация общественного сознания: Взгляд в будущее» («Рухани жаңғыру») - В.И.), под которую выделены большие деньги.
Первым шагом государства на этом благом пути была попытка увольнения Розы АБЕНОВОЙ из Национального музея Астаны.
Ответным шагом художественных кругов стало обращение в правительство, которое в результате сдалось – Розу оставили.
Развивая успех, художники Алмагуль МЕНЛИБАЕВА и Сауле СУЛЕЙМЕНОВА опубликовали на своих страницах в ФБ посты с требованиями новых идей, куратор Айгерим КАПАР написала об убожестве чиновничьего мышления на Esquire.kz: «Почему власть не любит современное искусство» - так называется ее статья.
Однако оказалось, что власть любит современное искусство - имена Алмагуль и Сауле наряду с Евгением СИДОРКИНЫМ (наконец!) вошли в список национального достояния (тут, кажется, не обошлось без подсказок со стороны той же Розы Абеновой - В.И.).
Но… немедленно уже внутри сообщества возникла полемика по вопросу отношений художника и власти.
Искусствовед Баян БАРМАНКУЛОВА считает, что современные (как она пишет, продвинутые) художники не имеют права что-то требовать от власти и сравнивает их с разрушителями Бастилии, испросившими дозволения на это деяние непосредственно от Людовика XVI.
Ну, по поводу последнего могу сказать, что сo времен абсолютной монархии кое-что в мире изменилось: государства, какие бы они ни были, уже не принадлежат одному человеку, и «продвинутые» художники такие же граждане, как и непродвинутые.
Но гораздо интереснее вопрос немедленного размежевания среди «продвинутых» - кто-то считает, что это - nazarbaev contemporary (по остроумному замечанию художника Марата САГИТА).
Алмагуль и Сауле продолжают настаивать на продолжении попыток сотрудничества с государством. А кто-то считает, что все современное искусство у нас протестное и андерграундное...
Это совершенно не так, чему доказательство (кроме самого искусства) - проведение всяческих фестивалей и празднеств в Алматы, Шымкенте и Астане.
Наше довольно респектабельное и вполне беспроблемное современное искусство готово для архива - то есть для музеев, представительств и презентаций.
А уж во время ЭКСПО и наши власти поняли его пользу, забив современным искусством практически все свои пространства на выставке и вокруг нее…
То есть процесс идет. Процесс взаимодействия художника и власти, современного искусства и государства, и т.д и т.п.
Вопрос в том, насколько он… модернизирует сознание?!
Фото из открытых источников в Интернете.