Лишение гражданства - это признак тоталитарного государства, руководствующегося принципами права, подмятого политикой
На снимке: Евгений Жовтис.
Не могу не продолжить тему, начатую несколько дней назад публикацией «Тени забытых предков: иногда они возвращаются».
Куда высылать террористов – в ИГИЛ?
Напомню, что сначала в марте этого года наши власти в статью 10 Конституции внесли, а теперь и в 15 статей Уголовного кодекса предлагают внести новый вид наказания – лишение гражданства.
То есть из более чем 360 преступлений, определённых уголовным законодательством, выбрали несколько, в основном террористических и экстремистских, и решили: а вот за них будем лишать гражданства.
Даже за возбуждение розни, за то, что не то или не так сказал, можно будет перестать быть казахстанцем. Как-то недодумали тут. Давайте уж и за убийство, и за разбой или грабёж, а уж за изнасилование или педофилию - так сам бог велел. Вообще можно всех преступников лишать гражданства и высылать. Как страна сразу очистится!
Правда, непонятным осталось, наши власти эти юридические экзерсисы с другими странами - членами ООН согласовали? После лишения гражданства нужно же куда-то данное лицо выслать, чтобы криминальный не гражданин под ногами не путался. А куда?
С кем у нас договор о правовой помощи в смысле выдворения этого лишенца в другую страну, гражданином которой, как я понимаю, он тоже не является?
Проще всего с террористами. Их можно лишать гражданства и отправлять на территорию, контролируемую ИГИЛ. Надо с Исламским государством заключить договор о сотрудничестве и взаимопомощи - чтобы все, кто в Казахстане обвинён в терроризме, после отсидки были переправлены в ИГИЛ для последующего пребывания и дальнейшей, так сказать, активной деятельности. Вот там радости-то будет…
А с остальными – сложнее. Вдруг никто не возьмёт? Это в советские времена лишённый гражданства и высланный из страны диссидент благополучно устраивался на загнивающем Западе. Иногда даже происходил взаимовыгодный обмен, например, Владимира БУКОВСКОГО на Луиса КОРВАЛАНА.
Сейчас, правда, корваланов практически нет, менять не на кого. А просто так, бесплатно, боюсь, никто не возьмёт. Значит, надо будет платить. Интересно, сколько запросят за каждого лишенца?
ООН борется с безгражданством, а Казахстан его плодит
Поразительно, но складывается ощущение, что те, кто это придумал, вообще живут в информационном вакууме, ничего не читали и не читают. Они не знакомы с историей Советского Союза, потому что лишение гражданства - это неотъемлемый признак тоталитарного государства. Даже не авторитарного, а именно тоталитарного, руководствующегося принципами изоляционизма и права, подмятого политикой, которое близко к бесправию.
В начале 90-х все эти глупости и несправедливости с помпой отменяли, возвращали гражданство, извинялись.
Они не знакомы с развитием международного права и практики, потому что международные правовые институты, включая ООН, постоянно борются с безгражданством.
Для Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) это вообще является приоритетом. Специально конвенции принимают: Конвенцию ООН 1954 года о статусе апатридов, Конвенцию ООН 1961 года о сокращении безгражданства. ООН объявило глобальную кампанию по ликвидации безгражданства к 2024 году.
А Казахстан, непостоянный член Совета Безопасности ООН, собирается это безгражданство активно производить. Потому что как только кого-то у нас лишат гражданства, он или она становятся лицами без гражданства. Большой привет от нас Объединенным Нациям, его документам и глобальным кампаниям!
Конституция как временный документ политической целесообразности
И с политической, и с правовой точки зрения это не просто непродуманное, это – вредное решение. Это демонстрация типично советского тоталитарного политико-правового мышления, которое во втором десятилетии XXI века в стране, развивающей открытую рыночную экономику и ставящей целью вхождение в 30 развитых государств мира, просто немыслимо.
Но в этой ситуации меня больше всего изумляет, что в процессе принятия таких решений вообще не работают никакие проверочные механизмы и фильтры. Ясно же, что эта идея появилась где-нибудь в недрах администрации президента, Совета безопасности или КНБ. Но кроме них ведь есть эксперты, Конституционный совет, Министерство юстиции, наконец, есть правовой отдел мажилиса и сами депутаты, среди которых достаточно юристов.
Не могу даже предположить, что это результат просто низкой квалификации, потому что знаю лично многих сотрудников Минюста, Конституционного совета, депутатов парламента.
Это, думаю, результат функционирования управленческой вертикали, лишённой обратной связи. С неба звёздочка упала… И никаких обсуждений, возражений. Под козырёк - и выполнять.
Страшновато становится, если таким образом принимаются серьёзные решения, имеющие долгосрочные последствия. Это же всё-таки Конституция, кодексы, законы. Нельзя их делать временными документами политической целесообразности. Как показывает опыт многих тоталитарных государств, обычно это возвращается бумерангом, который бьёт и по праву, и по политике…
А пока, боюсь, наша страна будет вводить в международный правовой лексикон новый термин – «лишенец».
Фото: Voxpopuli.kz.