Государство время от времени запускает репрессивный механизм против слишком откровенных высказываний - "Ратель" с этим знаком не понаслышке
Государство умеет решать простые задачи. Причем только вполне определенного сорта, связанные с переходом из доиндустриального к индустриальному обществу и развитию индустриального потенциала. Эти задачи простые, потому что они сводятся к мобилизации ресурсов, затем к их перераспределению и подбору кадров, готовых решать поставленные задачи.
Построить много заводов, развить транспортную инфраструктуру, подготовить соответствующие кадры – это все класс простых задач. Даже создание ядерного оружия или освоение космоса – это простые задачи с точки зрения государства.
Проблема для авторитарных режимов начинается в тот момент, когда стадия индустриализации уже решена или даже почти решена. Индустриализация для таких режимов – это создание промышленности, которой не было, с заимствованием чужих идей, уже воплощенных в жизнь. Но когда она уже завершена, когда эффект от использования относительно дешевой рабочей силы и относительно дешевых ресурсов исчерпан, на первый план выходит задача генерирования собственных идей, без чего невозможно поддержать конкурентоспособность экономики. На решение этой задачи сломался Советский Союз. А в таких странах, как Испания, Южная Корея, Тайвань, Чили и еще ряде других, правящая верхушка поняла, что сохранение авторитарного режима ведет к упадку, и добровольно (или с некоторым нажимом снизу) пошла на демонтаж своих режимов и демократизацию политической системы.
Рисунок 1.
На рисунке 1 хорошо видна связь между уровнем инновационности экономики и уровнем влияния населения на государство. Чем больше демократии, тем выше инновационность. Заодно видна и связь инновационности со свободой средств массовой информации.
Дело в том, что одно из необходимых условий для появления и реализации инноваций – это свобода обмена идеями и доступность информации. Успешно реализованные инновации появляются всегда тогда, когда идея витает в воздухе, когда она обсуждается и многие ищут способы ее претворения в жизнь. Свобода обмена мнениями позволяет провести адекватную экспертную оценку предлагаемой инновации. Ошибки случаются, но их доля мала до такой степени, чтобы позволить инвестировать в новые идеи.
Надо понимать, что инновации – это не только техника и технологии, но и сфера культуры. Общественное ханжество, культивируемое и поддерживаемое государством, ставит барьеры не только перед развитием культуры, но и перед технологическим развитием.
У нас в стране нет запрета на свободный обмен мнениями. В принципе, в XXI веке это уже невозможно. Но у нас нет и благоприятных условий для такого обмена мнениями. Если говорить о технологиях, то срабатывает внутренний ограничитель: "Сейчас поделюсь идеей, а ее кто-нибудь присвоит и опередит меня". Этот страх питает, во-первых, скудость идей, проникающих в общественное пространство. Собственные идеи кажутся значимыми и важными, потому что других идей не видно и не слышно. А во-вторых, этот страх питает принципиальная беззащитность предпринимателя перед государством и близкими к нему фирмами.
Если говорить об институциональных новациях в экономике, то срабатывает принцип "как бы чего не вышло". Внутренний цензор сдерживает открытое высказывание своей позиции. Тем более что государство время от времени запускает репрессивный механизм против слишком откровенных высказываний. "Ратель" с этим знаком не понаслышке.
Для снятия этих внутренних страхов и нужна демократизация, независимая судебная система. Нужна надежная защита от произвола. А пока ее нет, в Казахстане инновационное развитие находится в глубоком застое. В этом можно убедиться, посмотрев на рисунок 2.
Индекс Глобальной инновационности разрабатывается Всемирной организацией интеллектуальной собственности. И наша страна находится в нем среди аутсайдеров инновационного развития.
Рисунок 2.
За низкую инновационность наша экономика платит большую цену. Возьмем для примера экспорт. При низкой емкости внутреннего рынка, экспорт очень важен для экономики страны. На рисунке 3 мы видим, что размеры экспорта драматически снизились по отношению к 2011 г.
Рисунок 3.
Рост экспорта продукции машиностроения не должен вводить в заблуждение: ее доля совсем незначительна (смотрите рисунок 4).
Рисунок 4.
На этом же рисунке видно, что экспорт из нашей страны сохраняет сырьевой характер.
Как написал нобелевский лауреат по экономике Эдмунд ФЕЛПС в своей книге "Массовое процветание. Как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений", современная экономика - это просторный имаджинариум, то есть пространство для изобретения новых товаров и методов, способов их производства и использования.
Наше государство вовсе не стремится развивать современную экономику, а, наоборот, законсервировать ее нынешнее состояние, потому что только так оно может сохранить свое господствующее положение в экономических процессах. Вряд ли оно это делает осознано – сложно ожидать от него такого уровня рефлексии. Но интуитивно понимает: чтобы защитить себя, оно должно обращаться к архаике.