В прошлом году наблюдался рост потребления по всем основным группам продуктов питания, кроме овощей
По данным БНС АСПиР, в 2020 году по сравнению с предыдущим годом наблюдался рост потребления по всем основным группам продуктов питания, кроме овощей (исключая картофель). Потребление таких значимых групп продуктов питания, как мясо и мясопродукты, увеличилось на 6%, хлебопродуктов и крупяных изделий - на 3%, молока и молочных продуктов - на 2,3%.
Потребление по отдельным видам продуктов питания на душу населения в среднем за месяц 2020 года составило: картофеля – 4,2 кг, хлеба пшеничного из муки 1 сорта – 2,9 кг, говядины –1,9 кг, молока сырого - 1,4 л, кефира - 1,3 л, яиц – 16,6 штук, яблок - 1,6 кг, сахара-песка - 1,5 кг, риса - 1,3 кг, макарон - 1 кг, рыбы свежей или охлажденной - 0,7 кг, чая черного - 0,1 кг.
При сравнении потребления основных групп продуктов питания сельским и городским населением, наибольшая дифференциация отмечается по потреблению яиц, а также фруктов, хлебопродуктов и крупяных изделий.
В региональном разрезе также имеется разница в потреблении продуктов питания. Так, по потреблению мяса и мясопродуктов на душу населения лидирует Карагандинская обл. (101,4 кг в год), а г. Шымкент, наоборот, является аутсайдером по этому показателю (53,2 кг); хлебопродукты и крупяные изделия – лидером является Туркестанская обл. (185,7 кг), аутсайдером – Мангистауская обл. (105,8 кг); молоко и молочные продукты – Акмолинская обл. (320,6 кг) и г. Шымкент (165,7 кг).
В целом, мы считаем, что зафиксированный рост потребления продуктов питания домашними хозяйствами в Казахстане за 2020 год может являться следствием того, что ввиду действовавших ограничительных мер, связанных с пандемией, население страны стало больше потреблять пищи дома, тем самым заместив потребление еды в пунктах общественного питания, кафе и ресторанах.
Отметим, что в 2020 году в потребительской корзине среднестатистического казахстанца наблюдался рост доли продовольственных товаров (с 50% до 53%). И данная статистическая оценка часто трактуется экспертами как показатель ухудшения качества жизни и благосостояния населения страны, так как на первый взгляд это означает, что "люди стали больше есть и меньше покупать товаров длительного пользования и заказывать услуг".
Однако, по нашему мнению, такое утверждение было бы обоснованным, если бы данное изменение структуры потребительской корзины связывалось лишь с относительным увеличением доли продовольственных товаров на фоне падения доли товаров непродовольственного характера или платных услуг. Но как мы смогли выяснить, исходя из представленной выше аналитической информации, в прошлом году потребление продуктов питания росло не только в относительных (долевых) значениях, но и абсолютных. Более того, наблюдается рост потребления таких относительно дорогих (на массу продукта) и сложных (по производству) продуктов питания, как мясопродукты, молочные изделия, кондитерские изделия, шоколад. Это, в свою очередь, демонстрирует, что в Казахстане качество потребления в отношении продуктов питания выросла, что уж точно нельзя характеризовать как ухудшение качества жизни.
Также добавим, что в той же структуре потребительской корзины за прошлый год произошел и рост доли непродовольственных товаров (с 22,9% до 23,3%), а доля платных услуг снизилась с 20,0% до 15,7%, что также может объясняться влиянием локдаунов на потребительское поведение населения, а не его обеднением.
Учитывая все вышесказанное, мы также считаем, что в текущих условиях не корректно опираться лишь на показатель структуры потребительской корзины и его изменения, как ключевого индикатора уровня благосостояния домохозяйств.