Ключевыми принципами реформы контрольно-надзорной деятельности также должны быть цифровизация и уход от государственного контроля к общественному
Если в 2017 году 250 тыс. субъектов были привлечены к административной ответственности, то в 2019 году уже более 500 тыс. То есть у нас почти каждый второй предприниматель – нарушитель.
Не просто так планируется кардинальный пересмотр всего массива государственного регулирования предпринимательской деятельности. Для их реализации создаются проектные рабочие группы при Высшем совете по реформам при президенте РК и при Миннацэкономики.
В этой связи мы обратились к российским коллегам за консультационной помощью. И на днях провели рабочее совещание с Уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом ТИТОВЫМ, где обсудили основные принципы российской реформы контрольно-надзорной деятельности.
Дело в том, что в РФ уже принят новый закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", которым вводится запрет на контроль по требованиям, которые уже вступили или вступят в силу до 1 января 2021 года. Ревизии и пересмотру подлежат более чем 9 000 нормативных актов.
По словам Бориса Титова, проводить реформу контрольно-надзорной деятельности нужно в несколько этапов. Первый: выделить и поменять те требования, который бизнес видит в качестве самых главных препятствий для дальнейшей работы. Исчерпывающий список самых одиозных требований для бизнеса по каждому направлению. Пусть их будут не сотни, но хотя бы десятки. На втором этапе смотреть, каковы итоги отмены тех или иных требований.
Как отметила руководитель экспертного центра аппарата Уполномоченного Анастасия АЛЕХНОВИЧ, ключевыми принципами реформы контрольно-надзорной деятельности также должны быть цифровизация и уход от государственного контроля к общественному. Она привела в пример опыт Яндекса, где ты выставляешь оценку водителю, и это сразу влияет на штрафы, ставки водителя и т.д. Это очень эффективный механизм решения конфликта между потребителем и продавцом.
Обсуждение показало схожесть наших подходов к данной проблеме. В Казахстане мы также планируем начать реформы в наиболее коррупциогенных сферах (санэпиднадзор, ветеренария, архитектурно-строительного контроля, сертификации) в разрезе таких отраслей, как торговля, сельское хозяйство, строительство, предоставление услуг по проживанию и питанию. И очень надеемся, что обмен опытом с зарубежными коллегами и в дальнейшем будет оказывать благоприятное влияние на осуществление запланированного.
Напомним, что подписанный в 2017 году Меморандум между бизнес-омбудсменами предусматривает оказание взаимопомощи в вопросах защиты прав предпринимателей и обмена информацией в сфере предпринимательской деятельности Казахстана и России.
Источник: страница Рустама Журсунова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Рустам Журсунов - Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана.
Иллюстративное фото из открытых источников.