23 октября в театре им. Лермонтова состоится моноспектакль Александра Филиппенко «У автора в плену». Накануне артист ответил на вопросы Ratel.kz
На снимке: Александр Филиппенко.
«Главная моя задача – показать город жене и дочке»
- Многие коренные алмаатинцы говорят, что этот город – как воронка: куда бы ни уехал – постоянно тянет в него возвращаться. Испытываете ли вы нечто подобное? Продолжаете ли чувствовать город своим?
- Это город моего детства. Моей молодости. Конечно, меня тянет сюда, но и немного страшно возвращаться в прошлое…
Вспоминаю стихи ШПАЛИКОВА: «По несчастью или к счастью – истина проста: никогда не возвращайся в старые места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне…» И это правда. Хотя надежда найти свое прошлое у всех остается. И у меня она есть. А главная моя задача – это показать город моей жене и дочке. Они едут со мной и будут помогать мне на спектакле, но, надеюсь, у нас будет время пройтись «по местам боевой славы»…
- Вы окончили алма-атинскую школу №54 с золотой медалью. Не преследовал ли вас во взрослой жизни «комплекс отличника»? Имею в виду перфекционизм в любом деле, страх сделать что-то не на пятерку.
- Время было такое - «Атом – Космос - Гагарин». Нужно было идти в самый передовой вуз – я пошел на физтех (Московский физико-технический институт. – Ред.). Было трудно учиться, и я не был там отличником: я очень много времени отдавал нашей команде КВН и студии МГУ «Наш Дом», поэтому отличником я не был, но окончил (вуз в 1967 году. – Ред.) и стал инженером. Даже успел поработать в Московском институте геохимии.
«Коровьев и Азазелло – для меня «золотой репертуар»
- Наверняка многие об этом вас спрашивают. Вы один из немногих актеров, сыгравших в обеих версиях «Мастера и Маргариты»: Коровьева у Юрия КАРЫ в 1994 году и Азазелло у Владимира БОРТКО в 2005-м. Какая роль, на ваш взгляд, вам больше удалась, и какая из них ближе? Испытали вы в ходе или после съемок «булгаковское проклятье»?
- О, Боже! И вы об этом!!! Булгаковское проклятье я испытываю, когда мне все - буквально ВСЕ - журналисты задают этот вопрос! Я придумаю какую-нибудь премию тому, кто не спросит об этом!!! Отвечаю 666 раз: нет! Не было никакой мистики, и не было никаких «проклятий» ни на сьемках, ни на репетициях – всё шло как всегда: были удачи и неудачи, но никакой «мистики» не было.
А что касается этих двух экранизаций, то я отношусь к ним обеим с большой теплотой, потому что прежде всего мне довелось работать с таким букетом звезд нашего кино, что всех и не перечислить: это и Михаил УЛЬЯНОВ, и Кирилл ЛАВРОВ, и Настя ВЕРТИНСКАЯ, и Саша АБДУЛОВ, и Олег БАСИЛАШВИЛИ, и Валентин ГАФТ, Аня КОВАЛЬЧУК и многие другие (простите, кого не назвал!).
Это был праздник для меня. И обе эти роли – и Коровьев, и Азазелло – для меня «золотой репертуар». Я буду говорить об этом на своем выступлении, поэтому лучше приходите – и там вы получите ответы на все ваши вопросы.
«Отряхнуться честным человеком»
- У вас, как принято говорить, «активная гражданская позиция»: вы выступали против войны в Чечне в начале 2000-х и реставрации тоталитаризма в 2014 году, в защиту НТВ (2001), участников «Болотного дела» и «узников совести». Что мешает просто наслаждаться творчеством и платить коммунальные платежи за башню из слоновой кости – фронда, унаследованная в любимовском Театре на Таганке, или нечто другое?
- А как можно просто сидеть и смотреть, как убивают людей? Да, я выступал на многих митингах и на Болотной, но не с лозунгами, а просто читал стихи. Кстати, я там читал Гамлета «Быть или не быть»… Читал Александра СОЛЖЕНИЦЫНА «Жить не по лжи»: «Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он сознательным слугою лжи или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников».
Это решение, которое, как мне кажется, каждый должен для себя принять. Я своими спектаклями и авторами, которых я читаю, стараюсь «отряхнуться честным человеком». Вот это и есть моя сверхзадача.
- В эпоху гаджетов, интернета и YuoTube не кажется ли вам профессия чтеца «винтажной», вроде виниловых пластинок или бумажных книг, или она всё же востребована?
- Мне кажется, люди устали от песен «под фанеру», тупых шуток и бесконечных танцев. Им хочется услышать умное слово, достойное их. Это не значит, что должно быть занудство. В нашем спектакле много юмора и смеха. Мои зрители понимают, на что они идут. Они же видят на афише авторов.
- Вы читаете со сцены СОЛЖЕНИЦЫНА, ДОВЛАТОВА, ЗОЩЕНКО, АВЕРЧЕНКО, ПЛАТОНОВА, БУЛГАКОВА. Вы отвечали себе на вопрос: что объединяет таких разных писателей? И существуют ли критерии, по которым вы отбираете литературный материал для выступлений?
- Критерий один: «Талант - единственная новость, которая всегда нова» - это слова Бориса Леонидовича ПАСТЕРНАКА. Если это талантливо – это всегда современно. Поэтому я у этих Авторов в плену. Надеюсь, что после спектакля и все мои зрители будут в этом «плену» вместе со мной.
«Не пью, не курю, никому не завидую»
- Несмотря на почтенный возраст, вы продолжаете вести активный, насыщенный и творческий образ жизни. В чем черпаете энергию?
- Не пью, не курю, никому не завидую, не смотрю телевизор, гуляю с собаками и радуюсь каждому новому дню. И каждому новому спектаклю. Приходите! Будет весело.
Приезд Александра ФИЛИППЕНКО в южную столицу организовал Лекторий.kz, благодаря которому алмаатинцы уже встречались с писателями Дмитрием БЫКОВЫМ, Диной РУБИНОЙ и Сергеем ЛУКЬЯНЕНКО, актерами Александром ШИРВИНДТОМ и Дмитрием НАЗАРОВЫМ, полиглотом Дмитрием ПЕТРОВЫМ, режиссером Ермеком ТУРСУНОВЫМ.
Фото: rutage.com.