Талант - единственная новость, которая всегда нова

2584 просмотров
0
Вадим БОРЕЙКО
Суббота, 21 Окт 2017, 15:00

23 октября в театре им. Лермонтова состоится моноспектакль Александра Филиппенко «У автора в плену». Накануне артист ответил на вопросы Ratel.kz

На снимке: Александр Филиппенко.

Читайте также
Такие личности - противоядие от токсичного мира

«Главная моя задача – показать город жене и дочке»

- Многие коренные алмаатинцы говорят, что этот город – как воронка: куда бы ни уехал – постоянно тянет в него возвращаться. Испытываете ли вы нечто подобное? Продолжаете ли чувствовать город своим?

- Это город моего детства. Моей молодости. Конечно, меня тянет сюда, но и немного страшно возвращаться в прошлое…

Вспоминаю стихи ШПАЛИКОВА: «По несчастью или к счастью – истина проста: никогда не возвращайся в старые места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне…» И это правда. Хотя надежда найти свое прошлое у всех остается. И у меня она есть. А главная моя задача – это показать город моей жене и дочке. Они едут со мной и будут помогать мне на спектакле, но, надеюсь, у нас будет время пройтись «по местам боевой славы»…

- Вы окончили алма-атинскую школу №54 с золотой медалью. Не преследовал ли вас во взрослой жизни «комплекс отличника»? Имею в виду перфекционизм в любом деле, страх сделать что-то не на пятерку.

- Время было такое - «Атом – Космос - Гагарин». Нужно было идти в самый передовой вуз – я пошел на физтех (Московский физико-технический институт. – Ред.). Было трудно учиться, и я не был там отличником: я очень много времени отдавал нашей команде КВН и студии МГУ «Наш Дом», поэтому отличником я не был, но окончил (вуз в 1967 году. – Ред.) и стал инженером. Даже успел поработать в Московском институте геохимии.

Читайте также
Игорь Пискунов: Толоконников не только Шариков

«Коровьев и Азазелло – для меня «золотой репертуар»

- Наверняка многие об этом вас спрашивают. Вы один из немногих актеров, сыгравших в обеих версиях «Мастера и Маргариты»: Коровьева у Юрия КАРЫ в 1994 году и Азазелло у Владимира БОРТКО в 2005-м. Какая роль, на ваш взгляд, вам больше удалась, и какая из них ближе? Испытали вы в ходе или после съемок «булгаковское проклятье»?

- О, Боже! И вы об этом!!! Булгаковское проклятье я испытываю, когда мне все - буквально ВСЕ - журналисты задают этот вопрос! Я придумаю какую-нибудь премию тому, кто не спросит об этом!!! Отвечаю 666 раз: нет! Не было никакой мистики, и не было никаких «проклятий» ни на сьемках, ни на репетициях – всё шло как всегда: были удачи и неудачи, но никакой «мистики» не было.

А что касается этих двух экранизаций, то я отношусь к ним обеим с большой теплотой, потому что прежде всего мне довелось работать с таким букетом звезд нашего кино, что всех и не перечислить: это и Михаил УЛЬЯНОВ, и Кирилл ЛАВРОВ, и Настя ВЕРТИНСКАЯ, и Саша АБДУЛОВ, и Олег БАСИЛАШВИЛИ, и Валентин ГАФТ, Аня КОВАЛЬЧУК и многие другие (простите, кого не назвал!).

Это был праздник для меня. И обе эти роли – и Коровьев, и Азазелло – для меня «золотой репертуар». Я буду говорить об этом на своем выступлении, поэтому лучше приходите – и там вы получите ответы на все ваши вопросы.

Читайте также
Ермек Турсунов: Бесы мрака

«Отряхнуться честным человеком»

- У вас, как принято говорить, «активная гражданская позиция»: вы выступали против войны в Чечне в начале 2000-х и реставрации тоталитаризма в 2014 году, в защиту НТВ (2001), участников «Болотного дела» и «узников совести». Что мешает просто наслаждаться творчеством и платить коммунальные платежи за башню из слоновой кости – фронда, унаследованная в любимовском Театре на Таганке, или нечто другое?

- А как можно просто сидеть и смотреть, как убивают людей? Да, я выступал на многих митингах и на Болотной, но не с лозунгами, а просто читал стихи. Кстати, я там читал Гамлета «Быть или не быть»… Читал Александра СОЛЖЕНИЦЫНА «Жить не по лжи»: «Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он сознательным слугою лжи или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников».

Это решение, которое, как мне кажется, каждый должен для себя принять. Я своими спектаклями и авторами, которых я читаю, стараюсь «отряхнуться честным человеком». Вот это и есть моя сверхзадача.

- В эпоху гаджетов, интернета и YuoTube не кажется ли вам профессия чтеца «винтажной», вроде виниловых пластинок или бумажных книг, или она всё же востребована?

- Мне кажется, люди устали от песен «под фанеру», тупых шуток и бесконечных танцев. Им хочется услышать умное слово, достойное их. Это не значит, что должно быть занудство. В нашем спектакле много юмора и смеха. Мои зрители понимают, на что они идут. Они же видят на афише авторов. 

- Вы читаете со сцены СОЛЖЕНИЦЫНА, ДОВЛАТОВА, ЗОЩЕНКО, АВЕРЧЕНКО, ПЛАТОНОВА, БУЛГАКОВА. Вы отвечали себе на вопрос: что объединяет таких разных писателей? И существуют ли критерии, по которым вы отбираете литературный материал для выступлений?

- Критерий один: «Талант - единственная новость, которая всегда нова» - это слова Бориса Леонидовича ПАСТЕРНАКА. Если это талантливо – это всегда современно. Поэтому я у этих Авторов в плену. Надеюсь, что после спектакля и все мои зрители будут в этом «плену» вместе со мной.

Читайте также
Зачем я показываю людям настоящее кино

«Не пью, не курю, никому не завидую»

- Несмотря на почтенный возраст, вы продолжаете вести активный, насыщенный и творческий образ жизни. В чем черпаете энергию?

- Не пью, не курю, никому не завидую, не смотрю телевизор, гуляю с собаками и радуюсь каждому новому дню. И каждому новому спектаклю. Приходите! Будет весело.

Приезд Александра ФИЛИППЕНКО в южную столицу организовал Лекторий.kz, благодаря которому алмаатинцы уже встречались с писателями Дмитрием БЫКОВЫМ, Диной РУБИНОЙ и Сергеем ЛУКЬЯНЕНКО, актерами Александром ШИРВИНДТОМ и Дмитрием НАЗАРОВЫМ, полиглотом Дмитрием ПЕТРОВЫМ, режиссером Ермеком ТУРСУНОВЫМ.

Фото: rutage.com.

Регистрация для комментариев:



Вам отправлен СМС код для подтверждения регистрации.




Депутат мажилиса
Я за стабильность. Именно за настоящую, а не декоративную. Но стабильность – это не когда одних и тех же лиц пересаживают из кресла в кресло. Это не стабильность, это круговорот должностей в природе. Если после такого резонансного скандала люди без публичной оценки, без внятных выводов снова оказываются в системе, это говорит не об устойчивости, а о том, что ответственность у нас всё ещё носит временный характер. Сегодня ушли, завтра вернулись. Стабильность так не строится, - опубликовано на Informburo.kz
Серик Буркитбаев: Вода - это суверенитет
Почему идея поворота сибирских рек опасна для Казахстана и какой водный сценарий эксперт считает стратегически верным
Для Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана ОДКБ – механизм, призванный предотвращать внутреннюю дестабилизацию
Для Минска ОДКБ выступает институтом, укрепляющим военно-политическое сближение с Москвой
Командный шаг Президента: что меняет назначение Айбека Смадиярова
Впервые во главе внутренней политики оказался кадровый дипломат и медийщик
Повышение Балаевой: гуманитарный блок получает расширенные функции
Назначение министра культуры и информации вице-премьером вписывается в обновлённую архитектуру внутренней политики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Предложить США ничего не могут, а для России и Китая ставки слишком высоки
Экспертная оценка встречи Дональда Трампа с Си Цзиньпином в Южной Корее
Как Кайрат Нуртас провел 10 лет между двумя концертами на стадионе
От вступления в партию «Нур Отан» до свадьбы на Мальдивах и пятнадцати суток ареста
Станет ли озеро Балхаш зоной туризма?
В Карагандинской области создают туристическую индустриальную зону
Кто изгнал стаи ворон из Алматы?
Живописный Казахстан: взгляд Андрея Михайлова
Новый статус Алматы: кому дали бата на площади Абая?
Что поможет самому большому городу Казахстана сформировать свой уникальный туристский бренд
От запрета фонограмм до аттестации школ
Почему гуманитарная реформа рискует остаться на бумаге
КНР в Центральной Азии: инвестиции или долги?
Китай предлагает региону новую модель экономики
КазМунайГаз – аэропорты Казахстана не готовы к переходу на «зелёное» авиатопливо
До чего довели дискуссии вокруг возможного перехода с традиционного авиационного топлива на SAF
Роберт Зиганшин: «У каждого маньяка – своя мелодия»
Автор музыки к нашумевшему сериалу «5:32» о кино, деньгах и вдохновении
Три больших трека в сотрудничестве Казахстана и США
Для казахстанской стороны критически важно, чтобы санкции не были барьером