Когда ни один урок не впрок
С некоторым опозданием, которое чуть ниже объясню, собрался прокомментировать ту часть послания главы государства, которая посвящена состоянию городских сетей: "Важно соблюсти баланс между необходимостью ограничения прибыли монополий и обеспечения инвестиций в инфраструктуру. В стране изношены две трети сетей электроснабжения, 57% тепловых коммуникаций и почти половина водопроводных сетей. Эти цифры говорят сами за себя. Искусственное сдерживание тарифов чревато веерными отключениями, авариями, и, как итог, угрозой здоровью и жизни граждан. На монопольных рынках необходимо перейти к новой тарифной политике "Тариф в обмен на инвестиции". Показатели износа сетей и мощностей нужно сократить минимум на 15%" (цитируется по Послание главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана — Официальный сайт Президента Республики Казахстан (akorda.kz)).
Опоздание с комментариями объясняется тем, что хотелось собрать побольше материала об отечественном жилищно-коммунальном хозяйстве, но с этим возникли проблемы. Например, ежегодник "Жилищно-коммунальное хозяйство" последний раз публиковали в 2017 г., и он охватывал период с 2012 по 2016 гг. включительно. Поэтому, чтобы собрать информацию, для того чтобы анализ был хоть сколько-нибудь объективен, потребовалось время.
Отношение к инициативе в целом
Первое. Оно чревато ростом социальной напряженности в казахстанском обществе. Мы все помним к каким последствиям привело повышение цен на сжиженный природный газ в январе этого года.
Мы не знаем, как будут обстоять дела с инфляцией в следующем или 2024 году, когда приступят к реализации инициативы. Но можно предположить, что, если счета за коммунальные услуги вырастут значительно, это население не обрадует.
Второе. На самом деле, это подтвердят все, кто оплачивает коммунальные платежи, цены на коммунальные услуги у нас в стране не стояли на месте и росли вместе с ценами на другие товары и услуги, что можно увидеть на рисунке 1.
Действительно, был период, когда цены не росли или даже снижались - с сентября 2018 г. по август 2019 г. включительно. Чем это было вызвано, сейчас с ходу и не вспомнишь, но важно другое – рост цен возобновился.
Рисунок 1.
Третье. Нельзя сказать, что ЖКХ страдает от дефицита инвестиций. Например, по такому виду деятельности как "Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов" инвестиции росли быстрее, чем по экономике в целом (смотрите рисунок 2).
Рисунок 2.
Поэтому, можно предположить, проблема с износом сетей связана не столько с недостатком инвестиций, сколько с проблемами с эффективностью в ЖКХ. К этой гипотезе мы еще вернемся.
Как предполагается реализовать инициативу президента
Министр национальной экономики Алибек КУАНТЫРОВ, выступая с докладом на заседании правительства, посвященном мерам по реализации послания президента страны, обозначил следующие направления реформ:
- увеличение инвестиций в отрасль за счет собственников имущества;
- повышение уровня заработной платы работников сферы естественных монополий и общественно-значимых рынков;
- осуществление дальнейшего регулирования путем стимулирования внедрения передовых инноваций в сферу естественных монополий;
- увеличение инвестиционных вложений за счет перераспределения доли затрат собственников имущества при сохранении определенной доли дохода;
- постепенный отказ от перекрестного субсидирования тарифов за счет выравнивания уровня тарифов между группами потребителей;
- сокращение показателей износа сетей. (Ссылка: Децентрализация системы госуправления позволит сформировать компактный аппарат Правительства — А. Куантыров об исполнении поручений Главы государства - Официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан (primeminister.kz)).
Предложенные реформы вызывают некоторые недоуменные вопросы.
Увеличение инвестиций в отрасль за счет собственников имущества. Звучит реформа не очень рыночно, но очень популистски. Но дело в том, что практически все предприятия ЖКХ находятся либо в коммунальной собственности, либо являются "дочками" национальных компаний. То есть, речь идет о том, что государство должно увеличить инвестиции в отрасль. Ничем, кроме как признанием того, что государство плохо выполняет функции собственника, это предложение признать нельзя.
Повышение уровня заработной платы работников сферы естественных монополий и общественно-значимых рынков. Если есть за счет чего, то кто же будет против.
Осуществление дальнейшего регулирования путем стимулирования внедрения передовых инноваций в сферу естественных монополий. Звучит до такой степени загадочно, что смысл уловить очень сложно. Во всяком случае нет примеров того, что регулирование до сегодняшнего дня стимулировало внедрение передовых инноваций. И совсем неочевидно, что будет стимулировать в дальнейшем.
Увеличение инвестиционных вложений за счет перераспределения доли затрат собственников имущества при сохранении определенной доли дохода. Еще одна загадочная фраза. Она предполагает, что есть затраты, без которых операционная деятельность не пострадает. То есть дело не в тарифах, а в эффективности. Если речь об этом, так и надо прямо говорить: будем устранять неэффективность. Правда, надо будет заодно объяснить - почему до сих пор не устранили.
Постепенный отказ от перекрестного субсидирования тарифов за счет выравнивания уровня тарифов между группами потребителей. И снова загадочная фраза. Возможно, ее следует понимать так, что тарифы для малообеспеченных будут повышать до уровня тарифов более обеспеченных. Если такая трактовка ошибочна, было бы желательно, чтобы министерство разъяснило, как правильно понимать это предложение.
Сокращение показателей износа сетей. Кроме того, что пожелание хорошее, сказать по этому пункту больше нечего.
Про эффективность
Ниже выдержка из аудиторского отчета Финансовой отчетности одного из коммунальных предприятий.
"Финансовая отчетность содержит существенные искажения вследствие неадекватного раскрытия информации о дебиторской задолженности потребителей услуг (…) Мы не имели возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении достоверности сумм дебиторской задолженности, поскольку нам было отказано в доступе к соответствующей информации (…) На основании проведенного анализа финансовых результатов Предприятия за предшествующие периоды мы сделали вывод о наличии существенной неопределенности в связи с событиями или условиями, в результате которых могут возникнуть значительные сомнения в способности организации продолжать непрерывно свою деятельность".
Во-первых, я специально не указываю о каком предприятии идет речь. Дело не в конкретном предприятии, а в том, как много такого рода предприятий.
Во-вторых, нельзя делать далеко идущие выводы на основании одного единственного аудиторского отчета. Но можно поставить вопрос: а кто-нибудь занимался анализом эффективности коммунальных предприятий? Как минимум у одного предприятия есть явные проблемы с эффективностью. Если такой анализ был, то где можно ознакомиться с его результатами? А если не было, то почему бы им не заняться прежде, чем предлагать повышать тарифы?
Казахстан, как нам сказали, новый, а подходы к решению проблем старые.
Фото: powerlinkworld.ru.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!