Если выделить 200 млрд тенге, то за рубеж уйдёт примерно 160 млрд тенге
У меня постоянно спрашивают: имеет ли смысл давать дешевые кредиты на стимулирование потребительского спроса отечественного автопрома? Свою позицию по этому поводу я писал много раз и всегда говорил, что поддерживать нужно отрасли с высокой добавленной стоимостью для Казахстана. И это основной фактор. Но кроме этого, я просто приведу несколько вещей, которые нужно учитывать:
1. При текущей локализации 80% от выделенных денег уйдёт на приобретение комплектующих и материалов для комплектующих, что негативно скажется на платежном балансе страны, а значит, будет оказывать давление на курс тенге. Если выделить 200 млрд тенге, то за рубеж уйдет примерно 160 млрд тенге.
2. Дешевые кредиты искажают стоимость денег, и мы снова возвращаемся к старым методам, тогда как нужно развивать рыночные механизмы. По сути, при инфляции в 8,4%, кредиты под 6% означают, что мы даем деньги с отрицательными ставками.
3. А что является основной целью государства: обеспечение транспортом населения или обеспечение возможности комфортного передвижения из точки А в точку Б для населения?
И если отвечать на все эти вопросы, то логично, что деньги РОПа лучше отправить на следующие вещи:
1. Финансирование лизинга сельхозтехники для увеличения добавленной стоимости в сельском хозяйстве. Техперевооружение сельского хозяйства позволит увеличить производительность труда, а значит - сократить себестоимость. Сокращение себестоимости с увеличением предложения снизит стоимость продуктов, что является основным фактором инфляции, тогда как финансирование автопрома увеличит давление на торговый баланс страны, а значит повлияет на курс и автоматически на инфляцию.
2. Локализацию производства сельхозтехники. Как я уже писал ранее, создание простой техники куда более под силу нам, нежели сложной, если все-таки стоит вопрос развития машиностроения. Если взять несложный агрегат, то основную себестоимость в нем составляет металл, который у нас имеется в большом количестве. Поэтому нужно начать производство простых агрегатов. На худой конец, можно привезти производителей тракторов, комбайнов или грузовой техники, где нам также гораздо легче увеличить долю локальных комплектующих.
3. Увеличение инвестиций в общественный транспорт. Мне кажется, нужно инвестировать в пригородный транспорт и создавать инфраструктуру рельсового транспорта. Строить метро в больших городах. Нужно создавать именно комфортную среду для возможности быстро доехать до нужного места. Особенно это актуально для Алматы, где бороться с пробками нужно не путем расширения улиц и строительством развязок, а путем развития общественного транспорта (метро, пригородный электрический транспорт, автобусы, такси и так далее). Это больше поможет природе, чем увеличение потребления новых авто.
Источник: страница Галима Хусаинова в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
Коллаж: © Ratel.kz / Сергей Перхальский, Малик Кумарбеков.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ЧИТАЙТЕ НАС В TELEGRAM!