С улиц Алматы исчезают уникальные столбы, сделанные из обрезков старых рельс
Очень люблю гулять по Большой станице.
Это старейший район современного города, если кто не знает, располагается между левым берегом реки Малая Алматинка, улицей Макатаева, нижней частью улицы Пушкина и проспектом Суюнбая.
И всегда навещаю старые столбы-опоры. Их несколько видов там.
Первый – деревянный столб крепится между двумя бетонными опорами. Такие столбы в совсем недавнем прошлом были практически на всех улицах города, мы все их видели, да и сейчас они часто встречаются на окраинах. Ничего особенного в них нет, казалось бы. Но специалисты говорят, что бетонные опоры почти вечные. Потому и были распространены такие опоры по всему Советскому Союзу. А в целях экономии бетон комбинировали с деревом. Деревянное бревно, конечно, служит гораздо меньше, но его легко поменять на другое.
Третий тип – это вот такие необычные столбы из старых рельсов. Не знаю, есть ли они в других городах Казахстана, но когда-то в Алма-Ате, а потом и в Алматы они стояли даже на центральных улицах. А уж в районе Гоголя - 8 марта (Калдаякова) – Кирова (Богенбай батыра) – Ленина (Достык) – Калинина (Кабанбай батыра) их было очень много.
Разговаривала с местным жителем дядей Сакеном (сам так представился), так он рассказал, что в качестве опор, в основном, были использованы рельсы середины XX века. Но встречались и столбы из совсем старых рельсов - конца XIX – начала XX веков. Почему он уверен в этом? "Так на рельсах есть клеймо. Зачастую на клейме и завод-изготовитель рельса. Все местные об этом знают", - ответил дядя Сакен.
Пригляделась – так оно и есть. Есть клейма. И сразу видно, что рельсы-опоры не являются цельной монолитной конструкцией, а состоят из кусочков.
Стала искать разную информацию. А ее почти нет. Точнее, тема столбов из рельсов для пытливых горожан не нова. Периодически на разных городских сайтах обсуждаются и уточняются адреса уцелевших столбов и сами клейма. А вот работ краеведов и историков на эту тему я не нашла ни в интернете, ни в библиотеках. Плохо искала, возможно. И буду рада, если кто подскажет…
А пока в своих "рельсовых исследованиях" опираюсь на слухи, слова местных жителей и чаты неравнодушных людей.
Вот, к примеру, любопытная информация с интернет-площадки "Строим Верный, Алма-Ату и Алматы из воспоминаний!":
"Обратил внимание вот на что: стойки сварены из кусков от 1,0 м до 3,0 м. Самые часто встречающиеся, где-то 2,0 м куски. Учитывая, что сортовой метал и до 1941 года и после 1945 года был на жестком учете (много таких сведений в воспоминаниях конструкторов), а сдача металлолома была делом государственной важности... и оставить у себя сортовой металл (даже обрезки), думаю, было вельми не простым. Германские рельсы (1888, 1894, 1895, 1900, 1901 годов, с учетом месторасположения стоек, поступили в конце войны (демонтированная немецкая магистраль в районе Сталинграда) и в основном после войны, в качестве репараций", - пишет пользователь под ником gekko2002.
Это основная версия тематических онлай-обсуждений - немецкие и французские рельсы попали к нам после войны. Большинство же рельсовых стоек изготовлены в России на заводе имени Сталина. Порылась в интернете, хотела выяснить – где ж был этот завод имени Сталина. А там несколько – Магнитогорский металлургический, Кузнецкий металлургический, Красноярский металлургический… И все – имени Сталина! Вот что значит, оказывается, культ личности. Даже рельсы носят имя вождя!
Но что заставило городские власти использовать для городских нужд обрезки рельс? Конечно, это экономно, и у хорошего хозяина все идет в дело, но кто автор идеи, инициатор? Пока совсем непонятно. Ищу.
И еще один вопрос меня мучает – как попали к нам эти самые старые рельсы? Да еще такие старые. Трамвай в городе появился в 1937-м году, да и не трамвайные это рельсы…
"Мы в свое время расследование провели по этой рельсе 1888 года - сталелитейный завод в г. Бохум, позже вошедший в состав концерна Круппа. Сам современный концерн на письма не отвечает. В музее железных дорог смогли лишь только предположить, что при замене путей Оренбургско-Ташкентской железной дороги, построенной в 1901–1906 гг. либо с участка Туркестан - Арысь - Ченгельды (1906)", - это мнение пользователя под именем soandso.
Некоторые пользователи в чате отмечали, что в СССР в довоенное, военное и послевоенное время отходы сортового металла строго учитывались, и их распределение было на жестком контроле. Потому вряд ли к нам на стойки для фонарных столбов шли рельсы с заводов, даже бракованные. Скорей всего, это были обрезки уже б/у рельсов. Или остатки от прокладки внутризаводских и внутрицеховых линий. Возможно - от замены рельс на магистралях.
"На железной дороге существует такое понятие, как ресурс службы рельса - и с виду совершенно нормальный рельс положено по истечении этого ресурса заменить на новый, ибо эксплуатация старого при увеличении веса поездов и эксплуатационных скоростей чревата такой неприятностью, как разрыв (усталость металла, понимаешь... ). Вот и поднакопилось старых рельсов предостаточно для производства опор - дешево, надежно и практично... Этот факт также объясняет и то, что опоры сварены из кусков примерно одинаковой длины (при замене рельсов часть была изломана, часть погнута - вот и выбирались ровные куски, вырезались газовой горелкой и после этого шли на производство опор. Обрезки сдавались в металлолом, надо полагать)", - весьма логичное объяснение из того же чата.
Конечно, чтобы ответить на все или хотя бы на часть вопросов, возникающих при взгляде на старые столбы, нужно время. Нужно сидеть в архивах, отправлять запросы на разные предприятия, ковыряться старых газетах-журналах. А времени-то особо и нет. Потому что столбы эти исчезают с улиц города. И это, с одной стороны, правильно – у большого современного города должен быть свой стиль и свое лицо.
Но с другой-то стороны, эти столбы свидетели эпохи, и некоторые из них даже не одной. Почему бы не оставить некоторые из них в том виде, в котором они достояли до наших дней? Функции электрических столбов они выполняют хорошо, без всяких нареканий. А юным, да и не очень юным, горожанам эти столбы были бы интересны в качестве почти музейного экспоната. А если архитекторы опасаются, что внешний лоск города будет подпорчен старым столбом, сваренным из старых-старых обрезков рельс, то можно ж придумать, куда такие столбы (не все, парочку хотя бы) можно органично вписать. Предложения по созданию своеобразного музея под открытым небом есть, я знаю. Я сама участвовала в формировании этих предложений, и часть из них были даже одобрены городскими властями.
А почему я забеспокоилась именно сейчас, что мне мешает дождаться того светлого дня, когда все предложения по сохранению истории города воплотятся в жизнь, спросите вы.
Да только то, что столбов этих скоро не останется. И во время последней своей прогулки по Большой станице я увидела, как один из старых столбов демонтируют… На его месте будет стоять красивый и блестящий новый столб.