Старые рельсы на новый лад

3990 просмотров
0
Евгения МОРОЗОВА
Воскресенье, 02 Авг 2020, 18:00

С улиц Алматы исчезают уникальные столбы, сделанные из обрезков старых рельс

Очень люблю гулять по Большой станице.

Это старейший район современного города, если кто не знает, располагается между левым берегом реки Малая Алматинка, улицей Макатаева, нижней частью улицы Пушкина и проспектом Суюнбая.

Читайте также
В Алматы много памятников апорту, но нет памятника человеку, его создавшему

И всегда навещаю старые столбы-опоры. Их несколько видов там.

Первый – деревянный столб крепится между двумя бетонными опорами. Такие столбы в совсем недавнем прошлом были практически на всех улицах города, мы все их видели, да и сейчас они часто встречаются на окраинах. Ничего особенного в них нет, казалось бы. Но специалисты говорят, что бетонные опоры почти вечные. Потому и были распространены такие опоры по всему Советскому Союзу. А в целях экономии бетон комбинировали с деревом. Деревянное бревно, конечно, служит гораздо меньше, но его легко поменять на другое.

Второй – столбы-распорки. Они есть и деревянные, и бетонные.

Третий тип – это вот такие необычные столбы из старых рельсов. Не знаю, есть ли они в других городах Казахстана, но когда-то в Алма-Ате, а потом и в Алматы они стояли даже на центральных улицах. А уж в районе Гоголя - 8 марта (Калдаякова) – Кирова (Богенбай батыра) – Ленина (Достык) – Калинина (Кабанбай батыра) их было очень много. 

Разговаривала с местным жителем дядей Сакеном (сам так представился), так он рассказал, что в качестве опор, в основном, были использованы рельсы середины XX века. Но встречались и столбы из совсем старых рельсов - конца XIX – начала XX веков. Почему он уверен в этом? "Так на рельсах есть клеймо. Зачастую на клейме и завод-изготовитель рельса. Все местные об этом знают", - ответил дядя Сакен.

Читайте также
Секрет его долголетия

Пригляделась – так оно и есть. Есть клейма. И сразу видно, что рельсы-опоры не являются цельной монолитной конструкцией, а состоят из кусочков.

Стала искать разную информацию. А ее почти нет. Точнее, тема столбов из рельсов для пытливых горожан не нова. Периодически на разных городских сайтах обсуждаются и уточняются адреса уцелевших столбов и сами клейма. А вот работ краеведов и историков на эту тему я не нашла ни в интернете, ни в библиотеках. Плохо искала, возможно. И буду рада, если кто подскажет…

А пока в своих "рельсовых исследованиях" опираюсь на слухи, слова местных жителей и чаты неравнодушных людей.

Вот, к примеру, любопытная информация с интернет-площадки "Строим Верный, Алма-Ату и Алматы из воспоминаний!":

"Обратил внимание вот на что: стойки сварены из кусков от 1,0 м до 3,0 м. Самые часто встречающиеся, где-то 2,0 м куски. Учитывая, что сортовой метал и до 1941 года и после 1945 года был на жестком учете (много таких сведений в воспоминаниях конструкторов), а сдача металлолома была делом государственной важности... и оставить у себя сортовой металл (даже обрезки), думаю, было вельми не простым. Германские рельсы (1888, 1894, 1895, 1900, 1901 годов, с учетом месторасположения стоек, поступили в конце войны (демонтированная немецкая магистраль в районе Сталинграда) и в основном после войны, в качестве репараций", - пишет пользователь под ником gekko2002.

Читайте также
Да будет свет!

Это основная версия тематических онлай-обсуждений - немецкие и французские рельсы попали к нам после войны. Большинство же рельсовых стоек изготовлены в России на заводе имени Сталина. Порылась в интернете, хотела выяснить – где ж был этот завод имени Сталина. А там несколько – Магнитогорский металлургический, Кузнецкий металлургический, Красноярский металлургический… И все – имени Сталина! Вот что значит, оказывается, культ личности. Даже рельсы носят имя вождя!

Но что заставило городские власти использовать для городских нужд обрезки рельс? Конечно, это экономно, и у хорошего хозяина все идет в дело, но кто автор идеи, инициатор? Пока совсем непонятно. Ищу.

И еще один вопрос меня мучает – как попали к нам эти самые старые рельсы? Да еще такие старые. Трамвай в городе появился в 1937-м году, да и не трамвайные это рельсы…

"Мы в свое время расследование провели по этой рельсе 1888 года - сталелитейный завод в г. Бохум, позже вошедший в состав концерна Круппа. Сам современный концерн на письма не отвечает. В музее железных дорог смогли лишь только предположить, что при замене путей Оренбургско-Ташкентской железной дороги, построенной в 1901–1906 гг. либо с участка Туркестан - Арысь - Ченгельды (1906)", - это мнение пользователя под именем soandso.

Некоторые пользователи в чате отмечали, что в СССР в довоенное, военное и послевоенное время отходы сортового металла строго учитывались, и их распределение было на жестком контроле. Потому вряд ли к нам на стойки для фонарных столбов шли рельсы с заводов, даже бракованные. Скорей всего, это были обрезки уже б/у рельсов. Или остатки от прокладки внутризаводских и внутрицеховых линий. Возможно - от замены рельс на магистралях.

Читайте также
Цирк – моя судьба

"На железной дороге существует такое понятие, как ресурс службы рельса - и с виду совершенно нормальный рельс положено по истечении этого ресурса заменить на новый, ибо эксплуатация старого при увеличении веса поездов и эксплуатационных скоростей чревата такой неприятностью, как разрыв (усталость металла, понимаешь... ). Вот и поднакопилось старых рельсов предостаточно для производства опор - дешево, надежно и практично... Этот факт также объясняет и то, что опоры сварены из кусков примерно одинаковой длины (при замене рельсов часть была изломана, часть погнута - вот и выбирались ровные куски, вырезались газовой горелкой и после этого шли на производство опор. Обрезки сдавались в металлолом, надо полагать)", - весьма логичное объяснение из того же чата.

Конечно, чтобы ответить на все или хотя бы на часть вопросов, возникающих при взгляде на старые столбы, нужно время. Нужно сидеть в архивах, отправлять запросы на разные предприятия, ковыряться старых газетах-журналах. А времени-то особо и нет. Потому что столбы эти исчезают с улиц города. И это, с одной стороны, правильно – у большого современного города должен быть свой стиль и свое лицо. 

Но с другой-то стороны, эти столбы свидетели эпохи, и некоторые из них даже не одной. Почему бы не оставить некоторые из них в том виде, в котором они достояли до наших дней? Функции электрических столбов они выполняют хорошо, без всяких нареканий. А юным, да и не очень юным, горожанам эти столбы были бы интересны в качестве почти музейного экспоната. А если архитекторы опасаются, что внешний лоск города будет подпорчен старым столбом, сваренным из старых-старых обрезков рельс, то можно ж придумать, куда такие столбы (не все, парочку хотя бы) можно органично вписать. Предложения по созданию своеобразного музея под открытым небом есть, я знаю. Я сама участвовала в формировании этих предложений, и часть из них были даже одобрены городскими властями.

А почему я забеспокоилась именно сейчас, что мне мешает дождаться того светлого дня, когда все предложения по сохранению истории города воплотятся в жизнь, спросите вы.

Да только то, что столбов этих скоро не останется. И во время последней своей прогулки по Большой станице я увидела, как один из старых столбов демонтируют… На его месте будет стоять красивый и блестящий новый столб.

Загрузка...
журналист
- Мне кажется, новости про то, что депутат предлагает закрыть все библиотеки и про то, что казахстанский академик разработал новый, 13-месячный календарь, как-то неуловимо связаны.
Социализм – муэрте
Почему в Казахстане не уважают право собственности
Два мира – два шатыра
Многие события в стране происходят в качестве компенсации морального вреда обиженному населению
К Алику Шпекбаеву появились вопросы
В итогах конкурса на антикоррупционную экспертизу нормативных актов за 1,6 млрд тенге возникли сомнения
Акимом Экибастуза стал самый невезучий руководитель
Чем бы ранее ни руководил новый аким Экибастуза Ардак Кантарбаев, ему всегда отчаянно не везло на подчинённых
Возвращение на Тенгиз
Мобилизация рабочих ТШО поможет избежать голодных бунтов
В Актобе не хватает сжиженного газа на автозаправках
Проблема с топливом - в головах автолюбителей, считают чиновники
Счастливый человек из АЛЖИРа
Михаил Зельцер отметил свой 90-летний юбилей
О власти
Мы разучились уважать власть. А власть перестала быть профессиональной
Работа над ошибками
Я вспомнила случай в своей экскурсоводческой практике, когда к нам на экскурсию собралась дама с костылём, которая спросила - а будет ли её присутствие уместно в компании "нормальных" людей
Америка сегодня: предчувствие Гражданской войны
В американских протестах (на самом деле, погромах и мародёрстве) есть радикальное отличие от протестов в Европе
Легко ли быть кредитором
Люди в погонах активно включаются в хозяйственные споры граждан
Кому PZD, а кому и IOB
Буквы серии в автомобильных номерах дают широкое поле для фантазии
Насколько Казахстану доступны современные технологии
Они нужны, но для их доступности мало, что делается
Выучить казахский язык. Часть 21
На Ratel.kz - автор самоучителя "Ситуативный казахский" с собственной методикой изучения государственного языка
Ещё четыре года смога в Алматы
Зато все усилия были направлены на борьбу с частным транспортом, бордюризацию, обрусчаткование, опарковывание и велосипедизацию
Мой монохромный друг
Вот и пришло время высказаться на тему расизма. Укатали сивку крутые горки. Сколько верёвочке ни виться… Пришла беда – отворяй ворота
Ключи
Назгуль достала из шкафа с кружевным бельём упаковку с таблетками и проглотила без воды две штуки
Бывают случаи
Однажды в девяностых…
Когда родители - предатели
Это взрослое поколение, которое учит нас как жить
Пора признать голод 30-х годов в Казахстане геноцидом
Целая нация чуть не погибла из-за коллективизации
Социализм – муэрте
- Автор прав! Казахстану, также как Беларуси и Украине, нужна реформа судебной и избирательной системы. Судьи должны избираться, как в западных странах, а на назначаться лидером исполнительной ветви власти. Еще 250 лет назад Шарль Луи Монтескьё писал в книге "Дух законов", что судебная ветвь власти должна быть независимой от исполнительной ветви власти, чтобы судьи судили по закону, а не по указанию чиновников - которые могут уволить судью...
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Почему так не справедливо!! Кто нуждается он не получить накопительный, Хотя маленький часть, Я САМА ЛИчно нуждаюсь, надеялась получу, кредит заплачу!!Потребительский кредит брала, на квартиру купить, а теперь из за карантина еле как живем и платим, залезли еще в долг!! У кого Большие зарплата и так не нуждается!!
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Какую сумму я могу получить? От редакции: https://ratel.kz/raw/pensionnyj_kalkuljator_skolko_deneg_vy_smozhete_zabrat_iz_enpf
Пенсионный калькулятор: сколько денег вы сможете забрать из ЕНПФ
- Қанша акша алуға болады От редакции:БЖЗҚ-дағы өз жинағыңызды қалай тексеруге және оның қанша бөлігін алуға болады. Сiлтеме - https://ratel.kz/raw/bzhz_day_z_zhinayyzdy_alaj_tekseruge_zhne_ony_ansha_bligin_alua_bolady
Неэффективные приоритеты чиновников
- Я не против спорта, но пусть спортсмены живут за свой счёт. Пусть собирают огромные стадионы зрителей как "Барселона", "Реал", "Челси" и сами зарабатывают себе на жизнь. Почему они в нашей стране должны жить за счёт пенсионеров, учителей, врачей.
В Минэкологии РК составили карту загрязнения городов Казахстана
- В Павлодаре низкий уровень загрязнения??? Тот, кто эту карту составлял, хоть раз там был?