По воскресеньям Ratel.kz традиционно публикует истории правозащитника Евгения Жовтиса из его жизни и юридической практики
Читайте предыдущую историю Евгения ЖОВТИСА «Секс над человеком. Точнее – на человеке».
* Дикие нравы «островка демократии»
* Лучше перебдеть, чем недобдеть
* Иногда они возвращаются
Этот «рудимент» советского прошлого мне прислали в 2007 году из Кыргызстана.
Дикие нравы «островка демократии»
Напомню, для тех, кто, возможно, забыл, что к тому времени Советский Союз развалился уже лет как 15 назад. Кыргызская Республика стала полноправным членом мирового сообщества, ООН, ОБСЕ, ВТО и других международных организаций. В стране появились десятки, если не сотни совместных предприятий, тысячи, а то и десятки тысяч иностранцев: инвесторов, предпринимателей, туристов, мигрантов, беженцев и т.д. Вместо Комитета госбезопасности в ней функционирует Государственный комитет национальной безопасности. И вообще за 15 лет развития независимого государства много чего произошло.
И вот в этом суверенном государстве, называвшемся даже «островком демократии» в Центральной Азии, строящем открытую рыночную экономику, появилось некое обязательство, которое по Форме №12 должен подписывать каждый чиновник.
Дальше приведу только несколько цитат с небольшими своими комментариями.
Итак, в документе написано, что такой-то или такая-то, оформляясь на работу на госслужбу, обязуется: «…в) Не посещать посольства, миссии, консульства и другие представительства иностранных государств, а также не вступать непосредственно или через других лиц в контакты с иностранцами без разрешения на это руководителей учреждения, где я работаю, или компетентных органов Советской власти».
То есть, так незатейливо и написано: не вступать в контакты с иностранцами без разрешения органов Советской власти. Где их искать в независимом рыночном демократическом Кыргызстане эти органы Советской власти - в документе почему-то не сказано.
Я представил себе эту картину. Десятки, а то и сотни иностранцев, представителей зарубежных и совместных предприятий идут в органы юстиции или, например, налоговые органы по каким-нибудь делам своих коммерческих организаций, а налоговики от них бегом либо к начальнику, либо в органы Советской власти за разрешением на контакт. И, кстати, это разрешение было разовое, пофамильное по каждому иностранцу, или групповое? И на какой срок, если этот иностранец или их группа нуждались в неоднократном посещении данного госоргана?
Тут я ещё вспомнил про мигрантов, беженцев и т.д. и понял, как тяжела была доля простого киргизского чиновника, пока они выполняли условия этого самого обязательства.
Лучше перебдеть, чем недобдеть
Далее Форма №12 гласила: «г) В случае попытки посторонних лиц получить от меня информацию секретного характера немедленно сообщить об этом в режимно-секретные органы учреждения или в органы государственной безопасности».
Защита государственных секретов - дело нужное и важное, но, во-первых, не все чиновники имеют к ним доступ, во-вторых, не везде у нас есть режимно-секретные органы, и, в третьих, органы госбезопасности уже давно называются органами национальной безопасности.
Ещё один пункт Формы №12 ставил под сомнение выезд киргизских чиновников на море или в теплые всегда страны на отдых. Там было указана обязанность госслужащего: «д)Полно и своевременно информировать кадровый аппарат учреждения об изменении анкетных и автобиографических данных; о внеслужебных связях с иностранцами, о связях с родственниками, проживающими за границей или выезжающими за рубеж на постоянное жительство, сообщать также в режимно-секретные органы».
То есть приехал чиновник на отдых в Анталью и вместо плескания в волнах немедленно стал собирать информацию обо всех служащих отеля, всех отдыхающих иностранцах и вообще обо всех: с кем у него оказался случайный или относительно продолжительный (на период отпуска) контакт. Оформил это всё в папочку - и немедленно сообщил в режимно-секретный орган. А ещё родственники, работающие и живущие за рубежом, учащиеся или просто занимающиеся бизнесом… Ничего не поделаешь, нужно собирать информацию и информировать компетентные органы.
Конечно, позднее это обязательство было отменено, хотя, насколько я знаю, и не полностью.
Иногда они возвращаются
Но что меня больше всего удручает. Что независимое государство вступило в 21 век, век практически стёртых границ для контактов, перетекания идей, капиталов, информации, технологий, знаний. Миллионы людей путешествуют, государства облегчают для этого визовые режимы, поощряют инвестиции. И одновременно, через 15 лет после распада СССР и советского строя, новое поколение чиновников составляет (или не способно отменить) такой «пещерный» документ.
И указание, что разрешение на контакты с иностранцами надо получать у органов Советской власти - это оговорка по Фрейду. Потому что эта изоляционистская политика и ограничение контактов своих граждан характерны для тоталитарных режимов, которым и был режим советский.
«Рудименты» прошлого вылезают на поверхность и снова начинают отравлять жизнь мракобесием и конспирологическими фантомами.
К сожалению, эти болезни характерны для всего постсоветского пространства. И наш Казахстан тут не исключение.