Если можете - сделайте и несите за это ответственность, а если нет, то хотя бы не вредите
Если обобщить выступления активных участников дискуссии о реформах в здравоохранении, то их требования сводятся основном к следующим пунктам:
- Надо сделать нашу страну парламентской! Подчинить минздрав парламенту! Забрать от минздрава СЭС и подчинить правительству! Забрать образование и полностью лишить минздрав функций контроля! Всё передать частникам и общественникам! Запретить принудительную вакцинацию и изъятие органов!
Ну, в принципе, всё в таком духе. Всё очень просто и понятно. Многие читают, многие, на удивление, поддерживают. А все остальные просто наблюдают. Как всегда, впрочем.
***
Но давайте по порядку. У меня более 20 лет стажа на госслужбе и поэтому я знаю, что пишу и несу полную ответственность за свои слова и поступки. Я знаю, как работает госаппарат, как принимаются решения, кто и как пишет законы и кто и как их принимает. Для меня понятно, почему тот или иной закон прошёл, а этот никогда не пройдёт. Точно также ясно, почему не исполняются те или иные решения президента или правительства.
Это очень серьёзная работа – быть госслужащим и нести ответственность за всю страну или отрасль. Не каждый с этим справляется. Мы видим внизу (а сейчас я тут) только внешнюю оболочку происходящего. Это как смотреть футбол, сидя дома, и кричать на экран, ругая игроков последними словами. Сам ведь не умеешь и не играешь. А вот поругать – запросто.
Министр – это политическая должность, назначается премьер-министром по согласованию с парламентом. По согласованию – тут ключевое слово. Иногда/часто кандидатура согласовывается с президентом. Если отрасль очень важная. Весь силовой и стратегический блок подчиняется только президенту, и он сам назначает руководителей этих служб, но по согласованию с сенатом или мажилисом, опять-таки.
В истории нашей страны ещё не было, чтобы кого-то не согласовали. Возможно, кандидаты были достойными. Вот и одобряли. Ведь парламент может любого министра вызвать на слушания и заслушать. Причём по любому вопросу. Точно так же любого руководителя политического уровня. А это – все вице-министры и председатели комитетов. Так что изменится от того, что выведут из госоргана какой-то комитет и подчинят парламенту?
Парламент ведь законодательный орган и это совсем не его функция - заниматься исполнительской деятельностью. Это же ведь вполне очевидные вещи, товарищи. Вы о чём?
Хотим парламентскую страну? Ну, можно, в принципе, если поменяем конституцию. И, конечно же, все кодексы и законы, принятые за все эти годы. Надо ли это нам? Ну, это не моё дело. Тут большая политика. Лично моё мнение – это глупо. Надо сначала нам самим созреть как общество, как государство. Только потом. Лет так через 100.
Подчинить СЭС правительству? А кому эта служба подчиняется, если министр сам член этого самого правительства? Выделить в отдельную структуру? В отдельное министерство? Агентство? Комитет? Или опять передать в другое министерство? Надо же определиться. Если разделить и сделать самостоятельным – то, что мы выигрываем? Будет ещё один контрольно-надзорный орган? Мало их в стране? Это же ведь врачи-эпидемиологи, то есть врачи, в первую очередь.
Кто не помнит, напомню, что 10 лет назад данная служба была самой коррумпированной в стране, и многих руководителей того периода просто посадили в тюрьму. Тогда и было решено перевести их всех в госслужащие и создать вертикаль управления в лице отдельного комитета при минздраве. До того ведь служба подчинялась районным и областным акимам.
Это потом служба была передана в нацэкономику. Зачем? Просто хотели сначала создать самостоятельную службу, как в России. Выделили в агентство. Тут ЕврАзЭС, общие правила, требования, и в этой неразберихе решили все таможенные и контрольные функции передать новому ведомству. Даже качество выращиваемого зерна или воды в водоёмах страны, забрав эти функции от всех других министерств. Идея была красивая.
Однако опыт последующих лет показал, что вопросы здравоохранения нельзя смешивать с вопросами продовольственной и технологической безопасности. Это совсем разные вещи. Руководитель службы - юрист или экономист - не может компетентно реагировать на вспышку эпидемий или случай возникновения особо опасных инфекций. Взаимосвязь с медициной развалилась полностью. Не помните? Я помню.
Вот и решили вернуть всё на место. И слава богу, вовремя. Иначе этот коронавирус показал бы нам всю свою мощь, и количество случаев заражения и смертей было бы намного больше. Вот так вот. Поэтому не слушайте и не верьте тем, кто опять раскачивает эту лодку. Не скрою, что внутри самой службы есть люди, которые хотели бы стать самостоятельными. Зачем? Вернитесь к проблемам 10-летней давности, о которых я написал выше. Вот зачем.
Образование и наука. Их давно уже отдали в министерство образования и науки. Каким-то чудом удалось оставить вузы при минздраве. Отстояли. И прошло уже более 10 лет после этого. Что кардинально улучшилось в системе медицинского образования и науки за это время? Если в части образования идут какие-то продвижения, которые можно понять и проанализировать, то, что происходит в медицинской науке? Есть ли она вообще? Тут вопросов много. И наверное, настал момент, когда, наоборот, надо задуматься о том, чтобы вернуть науку в минздрав. Как может, вообще, медицина развиваться без науки?
Я нисколько не принижаю роль министерства науки и образования, нет. Просто медицинская наука должна развиваться в ногу с медицинской практикой и быть локомотивом происходящих изменений в медицине. Есть ли это? Конечно же, нет. Кто будет указывать актуальность научных тем для будущего нашего здравоохранения? Наверное, надо об этом думать, если мы хотим модернизировать нашу науку.
Всё отдать частникам. В принципе не сложно. Отдать все больницы и поликлиники на приватизацию. Как в Грузии и других странах. Или как детскую стоматологию в Алматы, например. Это означает, что государство снимает ответственность с себя за содержание всех этих объектов. Как с нынешних магазинов, ресторанов, заводов и фабрик. Да, это можно сделать легко.
Тогда практически все наши районные и целый ряд областных больниц станут банкротами. Потому что они не рентабельны. Как и инфекционные больницы, и родильные дома. Закрывать их? Пусть частник сам решает? В принципе, можно, но какой политик подпишет сей документ? Попробуйте его найти.
А может, надо просто создать условия для развития частного сектора? Принять прозрачные и понятные правила игры и пусть они создаются, развиваются эволюционным путём? Наверное, так правильней будет, согласитесь.
Да, не всё тут гладко пока, согласен. Есть перекосы в сторону государственных больниц. Но это пока. Потому что не может же государство само обанкротить свою же больницу. Вот многие из них пока содержатся на бюджетные деньги. Там, где нет конкурентного рынка.
Но это временно. Придёт время и госклиникам придётся крепко задуматься, как жить дальше в условиях жёсткой конкуренции. Выживут - будут работать, нет – тогда увы. Этот сектор займёт частник. Если он будет интересен для него.
Тут проблема в другом. Нынешние методы давно устарели. Надо менять систему управления этими самыми госбольницами и поликлиниками. Как? Выбор велик. Надо просто решиться и сделать.
Отдать контрольные функции обществу? Тоже запросто. Если назовёте признанное всеми такое общество в медицине. Все рвутся к этой кормушке. Куда мы только ни возили свои подарки за это время, чтобы получить категорию, вспомните. Неужели забыли так скоро? И институтам отдавали, и минздраву, и комитетам – везде одна и та же картина была, разве не так? Увеличивался только размер подарка.
Да, за рубежом этим занимаются ассоциации, это правда. Но они создавались десятилетиями, и эти принципы утверждены законодательно. Есть у нас такая всеми признанная ассоциация? Может, есть, а я не знаю.
Поэтому тут вопрос не в принципе, а в деталях. А в них, как известно, и кроется дьявол.
Однако надо признать, что за прошедшие годы сделан большой шаг в этом направлении. И значимую роль тут играет НПП (Национальная палата предпринимателей). Они как раз укрепились законами и даже своим кодексом. Но под силу ли им отдать сейчас и вопросы медицины? Конечно же, рано. Так что надо потерпеть и тратить время не на лозунги, а на создание такого нового органа. Если сможем сами договориться между собой, что вряд ли.
Про вакцинацию и пересадку органов сказано уже достаточно, и кто сейчас только не разыгрывает эту карту. Вы это всё слышите и видите. Не стану повторяться. Скажу лишь следующее.
Когда мы говорим о добровольности, всегда забываем о второй части этого вопроса – об ответственности. Вы отказываетесь от вакцинации – это хорошо, молодцы. Но если ваш ребёнок заразился от вас и заразил других, кто будет нести ответственность? Даже в условиях карантина вы видите же, как распространяется вирус. Разве не понятно? От одного мышееда в Китае уже заразились миллионы людей на планете и сотни тысяч умерли. Всё оттого, что нет от этой болезни вакцины.
Тут ведь не вас жалко, а детей. Не вам же вытаскивать их из того света в реанимации. Да, это ваш ребёнок. Но это не означает, что кто-то имеет право решать за него жить ему или не жить, так же? Никто же не позволит нам убивать своих детей только потому, что это наши дети. А ведь отказ от вакцинации – это, по сути, преднамеренное убийство или же нанесение тяжкого вреда здоровью человека. Именно преднамеренное. Разве не так? Вас же просили, предупреждали, а вы принципиально отказались. Так ведь?
Наверное, тогда надо прописать и такую статью в Уголовный кодекс и не вакцинируйтесь на здоровье. Разве не справедливо?
Точно также и с органами. Уже два года в стране не пересажено ни одного органа от умершего. Потому что нет органов, и врачи перестали этим заниматься. Скоро опять все поедем в Белоруссию и даже в Пакистан.
И это значит, что за эти годы более 600 человек умерло, так и не дождавшись своего органа. А их раньше спасали, и они жили. Кто за это ответит? Советчики нынешние? Вряд ли.
Поэтому мой совет "советчикам" - не берите грех на душу. Если можете - сделайте и несите за это ответственность. Если сможете. А если нет, то хотя бы не вредите. Ведь многие из вас врачи, а это наша главная заповедь.
Фото из открытых источников.